13:40 / 24 марта 2025
Идеальный стартап: где черпать вдохновение? - IT Speaker, новости информационных технологий
На форуме по кибербезопасности GIS DAYS 2023, который проходил в Москве и Санкт-Петербурге с 4 по 6 октября, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений Сергей Полунин и главный специалист отдела комплексных систем защиты информации «Газинформсервиса» Дмитрий Овчинников провели мастер-класс об ИТ-стартапах. Редакция IT Speaker посетила мероприятие и узнала о самых интересных проектах современности, а главное – о том, где именно предпринимателям искать идеи.
Поиском музы занимаются не только художники, продюсеры и композиторы, но и другие творческие натуры – например, бизнесмены и программисты. У каждого начинающего или опытного предпринимателя свои источники вдохновения и пути к прибыльному делу. Однако трудности могут возникнуть еще на старте, когда любая новая идея оказывается уже реализованной, а все ниши занятыми другими энтузиастами.
Как подчеркнул Полунин из «Газинформсервиса», черпать вдохновение можно буквально во все – на основе увиденного, услышанного, прочувствованного или прочитанного. Поэтому специалист предлагает рассматривать четыре аспекта, на которых можно сфокусироваться при поиске новых идей, – окружающий мир, книги, фильмы и игры. При этом все мысли «переплетаются», перетекая из фильмов в книги, из книг в игры и затем в реальную жизнь, создавая круговорот идей в мире.
Теперь подробнее о каждом источнике вдохновения.
Окружающий мир
Для того, чтобы найти идею для стартапа, Овчинников рекомендует задаваться вопросами – что мы можем улучшить, и чем мы можем помочь окружающим и самим себе? И если начинающему предпринимателю может показаться, что уже все в этом мире придумали, то на самом деле часто идеям не хватает хорошей реализации.
«Например, я хожу заниматься в спортзал, катаюсь на роликах. У клуба совсем небольшой бюджет, поэтому он не может позволить себе нормальную CRM-систему (система управления взаимоотношениями с клиентами – прим. IT Speaker). Для маленьких клубов таких систем нет. Поэтому идея лежит на поверхности», — сказал Овчинников.
Среди других примеров улучшающих мир стартапов специалист назвал медиапроигрыватель Winamp. Проект был разработан в 1997-м году командой всего из трех разработчиков. Спустя два года его продали за $80 млн. А начиналось все с того, что в Windows не было удобного проигрывателя музыки – идея стартапа также буквально витала в воздухе.
Важно не забывать, что для изобретений характерно заимствование идей. Например, порох изобретали как минимум два раза — сначала в Китае, после идея пришла в Европу. Двигатель внутреннего сгорания изобретался трижды, а настоящую жизнь приобрел только в конце 19 века, когда окружающее пространство позволило реализовать идею.
Поэтому если у вас родилась какая-то мысль, и вы нашли похожую на нее уже реализованной, эксперт рекомендует не отчаиваться, а просто искать подходящую среду для ее реализации. Возможно, именно сейчас пришло время для вашего изобретения.
Компьютерные игры
Многие вещи, которыми мы пользуемся, были вдохновлены играми. Или же создатели игр и изобретатели черпали вдохновение из одних источников. Какие-то из них могут выглядеть фантастическими, однако они уже стали реальностью.
Например, медпак — аптечка, которая восстанавливает жизнь игровому персонажу. Сейчас Минобороны США через один из своих стартапов разрабатывает гель, который наносится на ранение, и человек в чрезвычайной ситуации может восстановить мобильность, дойти до места и получить настоящую медпомощь — почти как в игре.
Другие примеры предметов из игр, ставших реальностью, – автоприцел из Grand Theft Auto (GTA) и программированные гранаты из Gears of War. За $17 тыс. можно приобрести ружье XS1, которое с помощью чипа — искусственного глаза следит за целью и направляет оружие, и гранаты XM-25 с таймером, где можно установить траекторию движения и время взрыва.
Head-Up Display как элемент игрового интерфейса, который показывает количество оставшихся жизней и здоровья персонажа или местонахождение врагов, стал прототипом проектов HoloLens от Microsoft и Glass от Google. Разработанные беспроводные очки-шлемы позволяют отслеживать свои показатели и телеметрию, буквально как в игре.
Счетчик патронов из шутера Halo для ружья «спартанцев». Идея была реализована в жизни, и сегодня прибор можно купить в том числе для пластмассовых игрушек Nerf.
Книги
Жюль Верн своим произведением «Из пушки на Луну» 1870-го года вдохновил многих ракетостроителей. Изобретатели черпали идеи и из киберпанка и современной научной фантастики.
Дмитрий Овчинников рассматривает книгу Ричарда Моргана «Разреженный воздух», где описывается гарнитура в виде линз или очков. С помощью ИИ она позволяет считывать эмоции людей – по мимике лица определять, когда человек врет, а когда говорит правду. Кроме того, ИИ в книге позволяет предсказывать поведение человека, чтобы спровоцировать его на поступки или же успокоить, а также «подсвечивать врагов».
По словам специалиста, сейчас реализовать технологию не получится, потому что мы не имеем необходимых миниатюризаций и каналов связи. Однако можно упростить идею и создать детектор лжи, обучив искусственный интеллект понимать эмоции человека и следить за движениями мышц.
«Читаете книгу или смотрите фильм — и думаете, как можно упростить выдуманную технологию до реальной и применимой. И, пожалуйста, у вас уже есть распознавание эмоций в видеопотоке. Можете погуглить, таких стартапов уже хватает. Так что идеи можно цеплять», – пояснил эксперт.
Фильмы
В картине «Метрополис» 1927-го года впервые показали андроиды (искусственного человека), а также видеозвонок – прототип Skype и Zoom.
Маленькие телефонные раскладушки впервые появились в эпизодах сериала Star Trek (1960-1980-е). А спустя годы компания Nokia выпустила специальную серию мобильников в стиле кинокартины.
В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» (1968) впервые появился голосовой помощник Hal 9000, который помогал управлять системами космического корабля и взаимодействовал с человеком. Несмотря на то, что в фильме он всех убил, нарушив законы робототехники, прибор стал предвестником «Алисы» от «Яндекса» или «Салюта» от Сбера. Разработчики ранних версий Google Ассистента в речь робота даже заложили пасхалки о Hal 9000.
Первые дроны появились в фильме «Терминатор» Джеймса Кэмерона (1984) до того, как идею стало возможно осуществлять технически. А первые ударные беспилотники показали еще в 2001-м году.
Роботакси впервые изобразили в фильме «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером (1990): в машине сидел робот Джонникэб, которые крутил руль. И пусть в современных автомобилях система встроена внутрь автомобиля, что избавляет от необходимости сажать за водительское кресло говорящего манекена, сама идея довольно старая.
Как поделился Дмитрий Овчинников, который является поклонником Cyberpunk 2077, книг и биотеха, при неограниченном бюджете он бы создал компанию по разработке искусственных протезов.
Подобная идея была придумала в Москве в 1950-х, и реализована на основе нейросетей стартапом из Швейцарии в 2019-м. Оснащенный датчиками протез позволяет управлять «пальцами» при отсутствующей конечности.
Овчинников же предлагает усовершенствовать технологию на основе фантомных болей – когда человек чувствует отсутствующую конечность. Раз нервы и мышцы «помнят» ампутированную часть тела, специалист считает, что можно «облепить» всю поверхность руки датчиками, подмонтировать их к нервам и мышцам и, считывая слабые токи на оставшейся части руки, отправлять данные в обработку ИИ, чтобы спрогнозировать движение протеза.
Примером идеального стартапа он назвал проект победителя «Биржи ИТ Стартапов» (конкурс «Газинформсервиса») – Invessel Al. Разработка может стать неотъемлемым помощником в медицине и спасти сотни жизней – она ускоряет процесс оказания помощи пациенту при инсульте. Снимки головного мозга обрабатывает ИИ, автоматически передает врачу и сокращает время оказания помощи с 35 до 5 минут.
Полунин в свою очередь считает, что стартап должен быть веселым. Так, недавно «выстрелил» корейский проект телевизора для собак Sunny Wave Tech. Через инвесторов и краудфандинговые платформы команда собрала необходимую для реализации сумму и уже занимается запуском продукта.
Еще один пример забавного стартапа – ИИ для домашних растений. Коробочка с датчиками собирает информацию о состоянии почвы, освещенности в помещении, и может вовремя полить цветы или раздвинуть шторы.
ИИ, которые распознают эмоции людей, также уже существуют. Например, Affectiva нарабатывает модель, способную анализировать настроение человека. Если сначала компания хотела использовать разработку в коммерции, то теперь оказалось, что стартап может помочь специалистам в работе с людьми с нарушениями психических функций (например, с аутизмом).
«Идеальный стартап – это не обязательно всегда что-то суперполезное – медицина или, например, технологии. На самом деле стартап должен приносить еще и личное удовлетворение тому, кто этим занимается, и делать мир лучше и интереснее. Потому что даже если ваш стартап не выстрелит по какой-то причине, то, возможно, он натолкнет кого-то на другую идею. <...> На самом деле стартап даже не всегда и почти никогда не успешен в итоге, но это ступень к чему-то более высокому», – добавил Полунин.
Итак, рецепт идеального стартапа, по мнению специалистов «Газинформсервиса», может выглядеть следующим образом:
Проект должен решать ключевую проблему;
ИИ выступает в качестве помощника;
Идея находится на стыке ИТ и медицины, представляет социальную значимость.
Поделиться новостью
13:40 / 24 марта 2025
13:20 / 24 марта 2025
13:00 / 24 марта 2025
12:50 / 24 марта 2025
19:40 / 21 марта 2025
12:30 / 21 марта 2025
10:00 / 21 марта 2025
18:40 / 20 марта 2025