Идеальный стартап: где черпать вдохновение? - IT Speaker, новости информационных технологий

Идеальный стартап: где черпать вдохновение?

Наташа Аксенова

14:41 / 09 октября 2023

Фотография unsplash

На форуме по кибербезопасности GIS DAYS 2023, который проходил в Москве и Санкт-Петербурге с 4 по 6 октября, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений Сергей Полунин и главный специалист отдела комплексных систем защиты информации «Газинформсервиса» Дмитрий Овчинников провели мастер-класс об ИТ-стартапах. Редакция IT Speaker посетила мероприятие и узнала о самых интересных проектах современности, а главное – о том, где именно предпринимателям искать идеи.

Поиском музы занимаются не только художники, продюсеры и композиторы, но и другие творческие натуры – например, бизнесмены и программисты. У каждого начинающего или опытного предпринимателя свои источники вдохновения и пути к прибыльному делу. Однако трудности могут возникнуть еще на старте, когда любая новая идея оказывается уже реализованной, а все ниши занятыми другими энтузиастами.

Как подчеркнул Полунин из «Газинформсервиса», черпать вдохновение можно буквально во все  – на основе увиденного, услышанного, прочувствованного или прочитанного. Поэтому специалист предлагает рассматривать четыре аспекта, на которых можно сфокусироваться при поиске новых идей, – окружающий мир, книги, фильмы и игры. При этом все мысли «переплетаются», перетекая из фильмов в книги, из книг в игры и затем в реальную жизнь, создавая круговорот идей в мире. 

Теперь подробнее о каждом источнике вдохновения. 

Окружающий мир

Для того, чтобы найти идею для стартапа, Овчинников рекомендует задаваться вопросами – что мы можем улучшить, и чем мы можем помочь окружающим и самим себе? И если начинающему предпринимателю может показаться, что уже все в этом мире придумали, то на самом деле часто идеям не хватает хорошей реализации.

«Например, я хожу заниматься в спортзал, катаюсь на роликах. У клуба совсем небольшой бюджет, поэтому он не может позволить себе нормальную CRM-систему (система управления взаимоотношениями с клиентами – прим. IT Speaker). Для маленьких клубов таких систем нет. Поэтому идея лежит на поверхности», — сказал Овчинников.

Среди других примеров улучшающих мир стартапов специалист назвал медиапроигрыватель Winamp. Проект был разработан в 1997-м году командой всего из трех разработчиков. Спустя два года его продали за $80 млн. А начиналось все с того, что в Windows не было удобного проигрывателя музыки – идея стартапа также буквально витала в воздухе.  

Важно не забывать, что для изобретений характерно заимствование идей. Например, порох изобретали как минимум два раза — сначала в Китае, после идея пришла в Европу. Двигатель внутреннего сгорания изобретался трижды, а настоящую жизнь приобрел только в конце 19 века, когда окружающее пространство позволило реализовать идею.

Поэтому если у вас родилась какая-то мысль, и вы нашли похожую на нее уже реализованной, эксперт рекомендует не отчаиваться, а просто искать подходящую среду для ее реализации. Возможно, именно сейчас пришло время для вашего изобретения. 

Компьютерные игры

Многие вещи, которыми мы пользуемся, были вдохновлены играми. Или же создатели игр и изобретатели черпали вдохновение из одних источников. Какие-то из них могут выглядеть фантастическими, однако они уже стали реальностью.

Например, медпак — аптечка, которая восстанавливает жизнь игровому персонажу. Сейчас Минобороны США через один из своих стартапов разрабатывает гель, который наносится на ранение, и человек в чрезвычайной ситуации может восстановить мобильность, дойти до места и получить настоящую медпомощь — почти как в игре. 

Другие примеры предметов из игр, ставших реальностью, – автоприцел из Grand Theft Auto (GTA) и программированные гранаты из Gears of War. За $17 тыс. можно приобрести ружье XS1, которое с помощью чипа — искусственного глаза следит за целью и направляет оружие, и гранаты XM-25 с таймером, где можно установить траекторию движения и время взрыва. 

Head-Up Display как элемент игрового интерфейса, который показывает количество оставшихся жизней и здоровья персонажа или местонахождение врагов, стал прототипом проектов HoloLens от Microsoft и Glass от Google. Разработанные беспроводные очки-шлемы позволяют отслеживать свои показатели и телеметрию, буквально как в игре.

Счетчик патронов из шутера Halo для ружья «спартанцев». Идея была реализована в жизни, и сегодня прибор можно купить в том числе для пластмассовых игрушек Nerf. 

Книги

Жюль Верн своим произведением «Из пушки на Луну» 1870-го года вдохновил многих ракетостроителей. Изобретатели черпали идеи и из киберпанка и современной научной фантастики.

Дмитрий Овчинников рассматривает книгу Ричарда Моргана «Разреженный воздух», где описывается гарнитура в виде линз или очков. С помощью ИИ она позволяет считывать эмоции людей – по мимике лица определять, когда человек врет, а когда говорит правду. Кроме того, ИИ в книге позволяет предсказывать поведение человека, чтобы спровоцировать его на поступки или же успокоить, а также «подсвечивать врагов».

По словам специалиста, сейчас реализовать технологию не получится, потому что мы не имеем необходимых миниатюризаций и каналов связи. Однако можно упростить идею и создать детектор лжи, обучив искусственный интеллект понимать эмоции человека и следить за движениями мышц. 

«Читаете книгу или смотрите фильм — и думаете, как можно упростить выдуманную технологию до реальной и применимой. И, пожалуйста, у вас уже есть распознавание эмоций в видеопотоке. Можете погуглить, таких стартапов уже хватает. Так что идеи можно цеплять», – пояснил эксперт. 

Фильмы

В картине «Метрополис» 1927-го года впервые показали андроиды (искусственного человека), а также видеозвонок – прототип Skype и Zoom.

Маленькие телефонные раскладушки впервые появились в эпизодах сериала Star Trek (1960-1980-е). А спустя годы компания Nokia выпустила специальную серию мобильников в стиле кинокартины.

В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» (1968) впервые появился голосовой помощник Hal 9000, который помогал управлять системами космического корабля и взаимодействовал с человеком. Несмотря на то, что в фильме он всех убил, нарушив законы робототехники, прибор стал предвестником «Алисы» от «Яндекса» или «Салюта» от Сбера. Разработчики ранних версий Google Ассистента в речь робота даже заложили пасхалки о Hal 9000.

Первые дроны появились в фильме «Терминатор» Джеймса Кэмерона (1984) до того, как идею стало возможно осуществлять технически. А первые ударные беспилотники показали еще в 2001-м году. 

Роботакси впервые изобразили в фильме «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером (1990): в машине сидел робот Джонникэб, которые крутил руль. И пусть в современных автомобилях система встроена внутрь автомобиля, что избавляет от необходимости сажать за водительское кресло говорящего манекена, сама идея довольно старая.

Стартап мечты

Как поделился Дмитрий Овчинников, который является поклонником Cyberpunk 2077, книг и биотеха, при неограниченном бюджете он бы создал компанию по разработке искусственных протезов.

Подобная идея была придумала в Москве в 1950-х, и реализована на основе нейросетей стартапом из Швейцарии в 2019-м. Оснащенный датчиками протез позволяет управлять «пальцами» при отсутствующей конечности. 

Овчинников же предлагает усовершенствовать технологию на основе фантомных болей – когда человек чувствует отсутствующую конечность. Раз нервы и мышцы «помнят» ампутированную часть тела, специалист считает, что можно «облепить» всю поверхность руки датчиками, подмонтировать их к нервам и мышцам и, считывая слабые токи на оставшейся части руки, отправлять данные в обработку ИИ, чтобы спрогнозировать движение протеза. 

Примером идеального стартапа он назвал проект победителя «Биржи ИТ Стартапов» (конкурс «Газинформсервиса») – Invessel Al. Разработка может стать неотъемлемым помощником в медицине и спасти сотни жизней – она ускоряет процесс оказания помощи пациенту при инсульте. Снимки головного мозга обрабатывает ИИ, автоматически передает врачу и сокращает время оказания помощи с 35 до 5 минут. 

Полунин в свою очередь считает, что стартап должен быть веселым. Так, недавно «выстрелил» корейский проект телевизора для собак Sunny Wave Tech. Через инвесторов и краудфандинговые платформы команда собрала необходимую для реализации сумму и уже занимается запуском продукта. 

Еще один пример забавного стартапа – ИИ для домашних растений. Коробочка с датчиками собирает информацию о состоянии почвы, освещенности в помещении, и может вовремя полить цветы или раздвинуть шторы. 

ИИ, которые распознают эмоции людей, также уже существуют. Например, Affectiva нарабатывает модель, способную анализировать настроение человека. Если сначала компания хотела использовать разработку в коммерции, то теперь оказалось, что стартап может помочь специалистам в работе с людьми с нарушениями психических функций (например, с аутизмом). 

«Идеальный стартап – это не обязательно всегда что-то суперполезное – медицина или, например, технологии. На самом деле стартап должен приносить еще и личное удовлетворение тому, кто этим занимается, и делать мир лучше и интереснее. Потому что даже если ваш стартап не выстрелит по какой-то причине, то, возможно, он натолкнет кого-то на другую идею. <...> На самом деле стартап даже не всегда и почти никогда не успешен в итоге, но это ступень к чему-то более высокому», – добавил Полунин.  

Итак, рецепт идеального стартапа, по мнению специалистов «Газинформсервиса», может выглядеть следующим образом:

  • Проект должен решать ключевую проблему;

  • ИИ выступает в качестве помощника;

  • Идея находится на стыке ИТ и медицины, представляет  социальную значимость.

Вас может заинтересовать: 

Афера по-стартапски

Поделиться новостью