Куда едут беспилотники: перспективы автономного вождения в России и мире - IT Speaker, новости информационных технологий

Куда едут беспилотники: перспективы автономного вождения в России и мире

Светлана Абрамова

14:00 / 26 апреля 2023

Фотография unsplash

Редакция IT Speaker пообщалась с экспертами отрасли, чтобы узнать о перспективах рынка беспилотных авто в России и мире. Подробности читайте в нашем материале.

Многие крупные автоконцерны в последнее время все больше внимания и бюджетов выделяют на разработку технологий автономного вождения и электромобилей. Не стал исключением и британский конгломерат Jaguar Land Rover (JLR): в ближайшие пять лет компания планирует потратить на создание собственных беспилотных авто и электрокаров $18,7 млрд. 

В JLR намерены открыть три новых инженерных центра в европейских городах (Мюнхене, Болонье и Мадриде). В этих городах автоконцерн будет разрабатывать технологии автономного вождения в сотрудничестве с американским производителем графических процессоров Nvidia. 

Состояние международного рынка авто с беспилотным управлением 

В середине февраля 2022 года аналитическая компания Research & Markets опубликовала итоги оценки рынка беспилотных авто. По их данным, к концу 2021 года в мире насчитывалось 20,3 млн беспилотных автомобилей. 

Больше всего вырос и продолжит расти азиатско-тихоокеанский сектор рынка: максимальный прогнозируемый показатель равен 24,5% по сравнению с североамериканским регионом. В 2017-2020 годах рынок авто с технологиями автономного вождения в азиатско-тихоокеанском регионе оценивали в $0,72 млрд. 

Азиатско-тихоокеанский рынок беспилотников будет в ближайшие годы самым быстрорастущим по нескольким причинам: 

  • В регионе наблюдается наибольший прирост населения; 

  • Здесь много людей трудоспособного возраста, которые пользуются авто, в том числе и беспилотными; 

  • Государства субсидируют и поддерживают компании, занимающиеся разработками технологий автономного вождения.

Также стабильный рост спроса на беспилотный транспорт наблюдается в США и Европе. Если в 2020 году рынок автономных транспортных средств в Европе оценивался в $12,11 млрд, то к 2030 году он будет расти на 21,7% ежегодно. 

Крупные автомобильные концерны все чаще обращаются к теме беспилотных автомобилей. Так, в 2021-м японский концерт Toyota Motor представил новую версию Lexus LS и Toyota Mirai. Эти седаны оснащены технологией Advanced Drive, которая умеет автоматически ускоряться и замедляться, поддерживает необходимые дистанцию и скорость, а также удерживает авто в полосе движения. А еще эти модели умеют совершать перестроения и обгоны. 

Кроме того, свои беспилотные авто есть у General Motors, Ford, Daimler, Volkswagen, Waymo. 

Кто занимается разработкой беспилотных автомобилей в России 

Сфера беспилотного транспорта набирает популярность не только зарубежом, но и в нашей стране. В 2017-м инженеры «Яндекса» представили президенту Владимиру Путину собственную беспилотную разработку. За пять лет «Яндекс» продвинулся в своем проекте беспилотных авто от первого прототипа до реальных тестов на дорогах Москвы, Израиля и США. 

Впрочем, «Яндекс» — не единственная крупная отечественная компания с собственной разработкой в сфере автономно управляемых авто. Одно из подразделений «Сбера», SberAutoTech, представило прототип полностью автономного электрического транспорта собственной разработки. Небольшую машину назвали ФЛИП. За 2022 год беспилотные автомобили «Сбера» прошли 3,5 млн километров, а главной сферой применения автономных авто корпорация считает грузоперевозки. 

«КАМАЗ» в 2020-м запустил первые тесты для собственного беспилотного грузовика «Одиссей». Новинка собрана на базе дизельного КАМА3-43083. Подобный беспилотник можно будет использовать на любом производстве, где требуются челночные перевозки по заданным маршрутам. 

Концерн «Урал» тоже не остался в стороне от популярной темы автономного вождения. В 2022 году компания представила прототип полностью автономного грузового автомобиля, построенного на шасси «Урал-432067-73» с колесной формулой 4х4. 

Как власти России относятся к самоуправляемым транспортным средствам 

Президент России Владимир Путин отмечал, что развитие технологий беспилотного транспорта — одно из приоритетных направлений для нашей страны. Правительство РФ считает, что внедрение и повсеместное использование систем автономного вождения являются важным этапом цифровизации. 

«В 2020 году первые беспилотники начали тестировать в Москве и Татарстане, затем прибавились еще 11 регионов. Автономные автомобили могут появиться в столице через 5-7 лет, а дальше — в регионах», — рассказал эксперт Андрей Ольховский, генеральный директор ГК АВТОДОМ. На данный момент уже разработаны и внедрены правила тестирования беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. 

В прошлом году Минэкономразвития подготовило проект с перечнем требований к эксплуатации беспилотных автомобилей. Машины с системами автономного вождения в соответствии с ним разделят на две группы: те, которые проходят тестирование с водителем-испытателем, и те, которые будут полностью автономны. 

Как и где тестируют беспилотные автомобили в России 

На трассе М-11 «Нева» планируется проводить эксперименты с беспилотными авто: часть дороги оборудуют необходимой для автономных авто инфраструктурой уже к концу 2023 году. По «Неве» планируют запустить беспилотные грузовики в рамках первого этапа госпроекта «Беспилотные логистические коридоры». 

Этот проект — одна из многих инициатив Минтранса России. Как ожидают власти, к 2030 году грузовики с технологиями автономного вождения позволят увеличить скорость перевозок на четверть, при этом снизив их стоимость минимум на 10%. 

Первый опыт междугородних беспилотных грузоперевозок состоялся еще в 2020-м: тогда «Газель» доставила из Владимира в Москву тонну овощей, проехав более 240 километров в автономном режиме. Правда, во время маршрута за работой систем и дорогой следил инженер, находившийся за рулем авто. 

Планируется также внедрять технологии беспилотного вождения на общественном транспорте: начать эксперимент собираются в 2024-2025 годах. Это направление в России считают одним из приоритетных для внедрения технологий автономного вождения. 

Все потому, что общественный транспорт пользуется фиксированными маршрутами, а в крупных городах они еще и оснащены элементами интеллектуальных транспортных систем. В столице вокруг автобусных маршрутов уже сформирована инфраструктура безопасности. Это облегчает задачу по формированию карт для движения. 

«При условии успешного прохождения пилотных испытаний уже к 2025 году беспилотники могут стать органичной частью городской инфраструктуры», — прогнозировал нынешний заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко на конференции AI Journey 2021. 

Однако, по мнению опрошенного нами эксперта Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой Автопрокат», Россия все-таки не готова к полномасштабному запуску сети беспилотных автомобилей. Причин несколько: это и низкий уровень доступа к передовым технологиям, и недостаток полигонов для тестирования беспилотников. Плохое качество дорог, недостаточное покрытие сетью 4G и высокий риск для потенциальных инвесторов также не способствуют ускорению распространения автономного транспорта на территории России. 

Этическая проблема беспилотного вождения 

Бюрократические проволочки и отсутствие инфраструктуры — не единственные преграды при внедрении технологий. Этические проблемы часто тормозят подобные нововведения: людям сложно примириться с мыслью, что их автомобилем или такси управляет не живой человек, а специально запрограммированная техника. 

Кто будет отвечать, если беспилотное авто попадет в аварию? Как научить роботизированный транспорт принимать правильные решения, когда он участвует в дорожном движении наравне с реальными автомобилистами? Подобные вопросы занимают десятки экспертов и требуют решения и законодательного регулирования прежде, чем начнется повсеместное внедрение беспилотных транспортных средств. 

Почти каждый аварийный случай с участием беспилотного авто поднимает новые волны комментариев на тему того, возможно ли вообще на дорогах сосуществование живых водителей и компьютерных технологий, управляющих транспортом. 

Так, например, в конце 2021-го Tesla, ехавшая на автопилоте, чуть не сбила девушку. Она переходила дорогу, соблюдая все правила движения: на регулируемом пешеходном переводе и на зеленый свет. Видеорегистратор показал, что машина немного притормозила на повороте и продолжила движение, не приняв в расчет пешехода, начавшего движение. Иными словами, искусственный интеллект не смог учесть всех факторов: поворот, пешеход, светофор. Возможно, если беспилотник столкнулся с одним «препятствием», он не создал бы опасной ситуации.  

Всего в период с июня 2021 года по июнь 2022 года автомобили Tesla попадали в аварии 273 раза. Причем в период с 2016 года по июнь 2021 года беспилотные авто этой марки отметились лишь в 35 ДТП. Такая статистика заставляет задуматься, совершенствуются ли вообще технологии ИИ, используемые в беспилотниках. «Программному обеспечению нельзя доверять полностью, поэтому нужно продумать, кто в критической ситуации вовремя отреагирует, чтобы не допустить аварии», — высказывает опасения эксперт Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат». 

«Многие компании (например, те же Tesla и Waymo) в настоящее время работают над этой проблемой и уже внедряют протоколы безопасности и процедуры тестирования для решения этических вопросов и обеспечения безопасности», — отмечает эксперт Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services, кандидат экономических наук. 

Кроме вопроса этики, распространение технологий автономного вождения сопряжено с риском потери рабочих мест, взломов и кибератак подобного транспорта, отмечают опрошенные эксперты. 

Какая судьба ждет беспилотные автомобили в России 

На данный момент разработаны и внедрены правила тестирования беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Но, несмотря на поддержку со стороны государства, внедрение систем автономного вождения не получится провести быстро и повсеместно. 

Необходимо, чтобы была инфраструктура для поддержки подобных транспортных средств. «Также важно, чтобы сами потребители были готовы принять эту технологию», — отметила эксперт Лилия Алеева. 

Кроме того, для распространения автономных систем вождения необходимо развивать и поддерживать высокотехнологичную инфраструктуру. «Для массового внедрения беспилотников необходима развитая инфраструктура: современные дороги, цифровые двойники дорожно-транспортной сети, внедрение высокоточных технологий связи», — пояснил Андрей Ольховский из ГК АВТОДОМ. 

Перспективы для технологий беспилотного вождения эксперты видят не только в общественном транспорте и грузоперевозках. «У автономных транспортных средств есть потенциал в таких отраслях, как сельское хозяйство и логистика, где они могут повысить эффективность и снизить затраты», — отметила эксперт Лилия Алеева.

Поделиться новостью