Мастер спорта по дронам. Перспективы новых видов спорта - IT Speaker, новости информационных технологий

Мастер спорта по дронам. Перспективы новых видов спорта

Наташа Аксенова

12:10 / 09 августа 2023

Фотография freepik

Лазерные бои и гонки дронов стали официальными видами спорта в России. Их включили во Всероссийский реестр 20 июня – соответствующий приказ опубликован на портале правовых актов. Теперь любимые цифровые игры — не просто развлечения в торговом центре или на природе, а серьезные состязания. IT Speaker узнал у экспертов из мира спорта и ИТ о перспективах развития новых дисциплин.

История игрушек

Развитие компьютерных и интернет-технологий неминуемо ведет к трансформации в сторону цифровизации любых сфер жизни. Физическая культура и спорт не стали исключением. Миллионы людей при занятии спортом используют фитнес-приложения, смарт-часы и множество других устройств, помогающий следить за своим здоровьем и развитием.

ИТ пришли и в большой спорт, в том числе создав целый социокультурный феномен – сферу киберспорта. Он включает в себя десятки дисциплин, соревнования по которым проходят по всему миру. 

Уже несколько лет подряд Международный олимпийский комитет проводит киберспортивные недели и развивает проект «Олимпийская виртуальная серия».

На фоне развития киберспорта появились и гибридные соревнования, включающие как компьютерные, так и реальные турниры. Однако до 2007 года их никто не выделял как отдельную нишу. Автором термина «phygital» (синтез физического и цифрового) стал директор по продукту агентства Momentum Worldwide Крис Вейл. 

Активное развитие цифровых видов спорта в России не остановилось, несмотря на введенные против российских спортсменов санкции: большинство международных соревнований перестали допускать команды из России к участию, западные команды прекратили сотрудничество с отдельными игроками, а крупные компании по разработке игр остановили продажи своих продуктов на территории РФ. 

Однако россияне продолжают выступать на международных турнирах в составе киберспортивных команд. За Team Spirit, которая перенесла свой офис из Москвы в Белград, играют россияне Денис Larl Сигитов, Магомед Collapse Халилов, Ярослав Miposhka Найденов и украинцы Илья Yatoro Мулярчук и Мирослав Mira Колпаков. Команда выиграла крупнейший коммерческий турнир по Dota 2 в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в конце июля 2023 года. После чего украинская Федерация киберспорта наложила санкции на членов Team Spirit за игру в команде с россиянам.

Федерация компьютерного спорта в свою очередь регулярно проводит соревнования по киберспортивным играм, в которых принимают участие десятки тысяч человек.

Открытые площадки для развития киберспорта появляются в российских вузах. Так, в июне текущего года открылась киберарена во Владивостокском университете (ВВГУ). Руководство Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) также планирует создать несколько зон с компьютерами для киберспортсменов к 2024 году.

В июне 2022 Россия стала первой страной, которая признала спортивное программирование официальным видом спорта. Тогда же Минцифры и Минспорта договорились о создании Федерации спортивного программирования. 

В ноябре 2022 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко просил глав министерств просвещения, спорта и здравоохранения расширить список обязательных дисциплин комплекса ГТО, включив в них, среди прочих, управление беспилотником. По словам зампреда, это повысит интерес молодежи к комплексу ГТО, сделает их подготовку более комплексной и разносторонней.

24 июня Минспорта опубликовало приказ о включении во Всероссийский реестр видов спорта дополнительных дисциплин. Помимо гонок беспилотников и лазерных боев, новыми видами спорта стали брейкинг, воздушная гимнастика и многоборье «Готов к труду и обороне». 

Кроме того, в реестр видов спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне, включили авиагонки, зимнее плавание и фиджитал-спорт. К последнему отнесли двоеборье – тактическая стрельба и ритм-стимулятор (воспроизведение движений, ритма). 

В 2024 году планируется проведение «Игр будущего» по фиджитал-дисциплинам в Казани. Формат турнира предполагает использование разработок в области киберспорта, робототехники, AR и VR, ИТ и ИИ. Соревнования проверят как цифровые скилы спортсменов в компьютерных играх, так и физическую подготовку. Простыми словами, участники сразятся в компьютерных играх, а после выйдут на реальную спортплощадку.  

Согласно анонсу, в октябре 2024 года пройдет несколько турниров с приставкой фиджитал: баскетбол (видеоигра NBA 2K и баскетбол), боевая арена (Dota 2 и командная игра), футбол (EA FIFA и мини-футбол), хоккей (EA NHL и хоккей), тактический бой (CS:GO и лазертаг). 

Уже пятый год в рамках подготовки «Играм будущего» в Казани проходят тестовые соревнования. Так, в мае 2023 года список дисциплин включал в себя фиджитал-тактический бой: мобильные и компьютерные игры на выбор – Standoff 2, Warface или CS:GO + лазертаг. 

Первый фиджитал-парк открылся в Кемерове в сентябре 2022 года. В киберспортивной зоне площадью оборудованы зоны PlayStation, компьютерная, VR-зона, а также пространство отдыха для гостей, раздевалки, душевые. На «умной» спортивной площадке можно заниматься мини-футболом, баскетболом, панной (разновидность уличного футбола) и воркаутом. Всего операторы проекта планируют создать более 50 площадок для занятия фиджитал-спортом по всей стране в ближайшие три года.

Куда движется цифровой спорт

Как отметил директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко, фиджитал не противопоставлен классическим видам спорта и не пересекается с ними. 

«Это формат соревнований, если мы говорим про «Игры будущего». Они будут развиваться и жить самостоятельно и самодостаточно, имея свою целевую аудиторию, систему соревнований, подготовки и развития», – считает эксперт. 

Насколько будет востребован фиджитал-спорт среди россиян – предсказывать рано. По словам заведующей кафедрой киберспорта университета «Синергия» Елены Скаржинской, сначала нужно дождаться первых «Игр будущего» и посмотреть состав участников (кого окажется больше – традиционных или киберспортсменов), а потом уже строить футурологические прогнозы.

По словам вице-президента «Синергии» и заведующего кафедрой спортивного менеджмента Владимира Леднева, также сейчас сложно оценить необходимый для развития новых видов спорта объем инвестиций. При этом он предположил, что в цифровых видах спорта будет использоваться смешанная модель финансирования.

«Думаю, что здесь совпадают интересы государства и бизнеса. Государству выгодно быстрое развитие цифровых видов спорта. Причин много, но есть у этих видов спорта и прикладное использование, в частности, если мы говорим о гонках беспилотников и спортивном программировании. Если говорить о потенциальном интересе бизнеса, то можно в первую очередь говорить о производителях игр, а также потенциальных спонсорах. Ведь со временем у цифрового спорта будет своя целевая аудитория, и, скорее всего, довольно приличная», – рассуждает профессор.

Эксперт по киберспорту Александр Горбаченко добавил, что компьютерный и фиджитальный спорт – зрелищные явления, которые находятся на стыке профессионального спорта, высоких технологий и шоу-бизнеса. Поэтому, с его точки зрения, объем инвестиций в эту область будет напрямую зависеть от количества людей, которых удастся вовлечь, качества контента и продукта, который удастся создать функционерам этого вида спорта. А также от того, насколько динамично спорт будет развиваться и насколько популярным станет у своей целевой аудитории.

«Инвестиции – это всегда про бизнес и финансовую отдачу от вложенных средств. Если вокруг цифровых видов спорта возникнет маржинальный бизнес и соответствующая инфраструктура, то придут и инвестиции в необходимом для развития объеме. В соответствии с теми целями и задачами, которые они для себя поставят», – говорит Горбаченко. 

Елена Скаржинская из университета «Синергия», в свою очередь, оценивает потенциальный объем инвестиций, необходимый на развитие цифровых видов спорта, на уровне 10 млрд рублей на период 2024–2026 годы (с учетом организации «Игр будущего»). 

Она уверена, что у России сейчас есть уникальный шанс стать лидером в области цифрового спорта. «Это потребует объединенных усилий всех участников спортивной индустрии – менеджеров, тренеров, спортсменов, производителей цифровых решений (включая цифровые сервисы)», – рассуждает завкафедры. 

По ее мнению, для разработки программ следует также приглашать ученых, которые смогут стратегически и методически наполнить цифровые виды спорта, идеологией и методологией (как для организации игр, так и для тренировочного процесса).

С ней согласен профессор Леднев. По его словам, у цифровых видов спорта хорошие перспективы. На его взгляд, это не связано с тем, что многие российские спортсмены сейчас не участвуют в международных соревнованиях. 

«Цифровой спорт не является альтернативой и не развивается в противовес классическим видам спорта. У цифрового спорта будет своя аудитория, система соревнований, зрители («живые» и онлайн), а со временем свои звезды и герои. Ведь нельзя противопоставлять, например, футбол и лыжи, хоккей и фигурное катание, баскетбол и теннис. У каждого зрителя свои интересы и предпочтения. Цифровые виды спорта пройдут свой путь от признания до большой популярности быстрее и, возможно, легче», – добавил заведующий кафедрой спорт-менеджмента.

Александр Горбаченко уверен, что российский спорт как часть культуры и жизни общества должен быть нацелен в первую очередь на решение внутренних задач – на развитие спортивной культуры внутри страны в интересах граждан. 

«Лучшие из лучших в любом случае смогут выходить на международную арену. Нам всегда есть и будет с кем соревноваться. От нас отказались Европа и Северная Америка, но только ими мир не ограничивается. Есть еще огромные страны, вроде Китая, Индии, а также государства Латинской Америки и Африки. Прожить без Олимпийских игр мы вполне сможем. Создадим свои форматы. Я уверен, что здесь у нас тоже большие перспективы», – резюмировал эксперт. 

Поделиться новостью