Фотография freepik
В России перепишут законодательство сферы ИТ и связи – вместо ряда разрозненных и противоречащих друг другу нормативных актов создадут Цифровой кодекс. Документ поможет создать систему отраслевых норм, учитывая особенности новых технологий, и разработать единый понятийный аппарат. IT Speaker поговорил с юристами, а также экспертами ИТ-сферы и телекома о необходимости и причинах разработки проекта.
Единый Цифровой кодекс для ИТ-компаний и предприятий, работающих в сфере связи, разрабатывает Минцифры. Как отмечают авторы концепции, в настоящее время понятийный аппарат располагается более чем в 10 разрозненных нормативно-правовых актах, которые не соответствуют степени технического развития сферы связи и ИТ. Поэтому современные реалии требуют модернизации законодательства и совершенствование нормативно-правовой базы.
Противоречия законов
Действующие сегодня законодательные нормы о цифровой среде часто приходится собирать по крупицам по множеству разных документов, многие из которых были написаны 20 лет назад. Так, ныне действующий Федеральный закон «О связи» был принят в 2003 году. Как отметил технический директор «Комфортел» Владимир Бутырин, практически ежегодно законодатели принимали поправки к нему, но это было больше похоже на заплатки и костыли, чем на реальные реформы.
А технологии, качество и виды предоставления услуг за последнее время изменились колоссально. Необходимость в разработке единого кодекса возникла уже давно, как и актуализация нормативов, принятых в начале 21 века.
Так, например, в Статье 55 действующего закона «О связи» сказано, что «оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию». Это означает, что ответ на жалобу о неполадках в работе телефонной линии физическое лицо может ждать месяц . В современных же реалиях сроки сжимаются, связь восстанавливается за считанные часы и даже минуты. Операторы и тем более их клиенты не могут ждать так долго.
Базовые регуляторные акты устарели на десятилетия и требуют обновления и унификации. Например, поясняет Бутырин, понятие дата-центра было введено только в 2020 году (ГОСТ Р 58812-2020), хотя ЦОДы (центры обработки данных) существуют в России уже более двадцати лет. Ранее понятия «оператор ЦОД» в законодательных актах не было в принципе. Официально вопрос деятельности дата-центров осветился в законе «О связи» в апреле 2022 года, после принятия соответствующего проекта. Поэтому все, что связано с данной областью, требует регламентации и учета.
Для иллюстрации к устаревшим нормам юрист ГК Selecty Елена Романенко приводит содержание Гражданского кодекса, который называет ПО программами для ЭВМ, хотя эта аббревиатура больше вызывает ассоциации с огромными компьютерами из 80-х.
Она добавила, что суперактуальные вопросы, связанные технологиями, находятся в полном правовом вакууме (например, метавселенные и ответственность за нарушения в них, ИИ, авторские права на созданные ими объекты, проблемы Big Data и т.д.).
Директор по маркетингу цифровой платформы «Ракета» Дарья Зубрицкая находит в настоящем законодательстве устаревшими требования к облачным технологиям – как к железу, так и к сервисам. По ее мнению, необходима корректировка по части их использования, требований по безопасности и импортозамещению.
Юристы ожидают от Цифрового кодекса, прежде всего, единого понятийного аппарата . Как говорит адвокат Татьяна Кархалева, сейчас множество понятий распределено по нормативным правовым актам разной юридического силы, часто – узкоспецилизированным. Это создает конкуренцию среди норм и путаницу в правоприменении.
«Только в своей практике по доменным спорам и спорам с хостинг-провайдером я оперирую примерно 7-12 правовыми актами. В этом часто сложно разобраться судьям, у которых нет четкой «цифровой» специализации», – делится эксперт.
Юрист Кархалева надеется, что в новом документе будут урегулированы вопросы электронной коммерции и защиты потребителей в онлайн-среде, их персональных данных и конфиденциальности .
Директор по развитию «Авантелеком» Владислав Вирясов также видит необходимость в обновлении и унификации тематик, связанным с криптовалютой, кибербезопасностью, медицинскими и финансовыми технологиями, экологией, социальными сетями. Новое поле – сфера роботехники, транспорта и автономных автомобилей.
Руководитель членского комитета Ассоциации интернет-разработчиков Денис Новиков в список технологий, требующих нормативного обновления, добавляет квантовые, новые производственные технологии, промышленный интернет, сенсорику, 5G, а также виртуальную и дополненную реальность (VR и AR).
Каким должен стать Кодекс
Вопрос разработки единого Цифрового кодекса для сферы ИТ и телекома назрел давно. И как отметил Владислав Вирясов из «Авантелекома», в связи с увеличившимся количеством киберугроз за последние полтора года тема приняла новый виток актуальности в профессиональном сообществе. Развитие информационных технологий, защита прав и интересов граждан и организаций, унификация правил и стандартов отрасли, а также поддержка цифровой экономики – это те вопросы, который позволит на законодательном уровне урегулировать цифровой кодекс.
Рассуждая о содержании документа, собеседник IT Speaker добавил, что текст мог бы включать правила, направленные на борьбу с дезинформацией в цифровых медиа и соцсетях, или же обозначать рамки ответственности, прозрачности этических аспектов в области использования ИИ. Правила о цифровой эксплуатации и злоупотреблении цифровыми технологиями могут обеспечить защиту уязвимых групп населения. Также туда можно включить рамки для развития и внедрения новых технологий, которые могут способствовать инновациям и общему экономическому росту.
С точки зрения Вирясова, разработка и внедрение такого документа является сложным процессом, который требует учета разных интересов и факторов, соблюдения прав граждан, бизнеса, безопасности и конфиденциальности данных, а также учета международных стандартов. Это процесс нуждается во внимательном обсуждении и согласовании как внутри страны, так и в каждом регионе РФ. Цифровой кодекс мог бы создать баланс между развитием цифровых технологий и защитой интересов общества, а также обеспечить эффективное и справедливое регулирование в отрасли.
Про просьбе IT Speaker юрист Selecty Елена Романенко представила предположительную структуру будущего кодекса (см. схему 1).
«Кодификация права – это классический инструмент устранения противоречий в разных нормативных актах и модернизации устаревших норм, например, как было сделано при принятии 4 части Гражданского кодекса (об интеллектуальной собственности). При этом важно, чтобы конечный документ не превратился в сборник декларативных трудно читаемых противоречивых норм, которые требуют еще дополнительного толкования, и учел глобальные тенденции и мировые законы», – рассуждает Романенко.
Правовед опасается, что документ не сможет решить все проблемы отрасли, учитывая, что на многие из них нет ответа и в лучших мировых практиках (см. схему 2).
Управляющий RTM Group Евгений Царев в свою очередь считает, что очевидной потребности в разработке свода законов сегодня нет. По его мнению, позитивный эффект от создания подобного рода документов возможен, но только в стабильных сферах. ИТ-право же постоянно видоизменяется. Чтобы единый кодекс оставался актуальным в условиях стремительного развития технологий, его придется редактировать чуть ли не каждую неделю.
«Пример подобного свода уже есть. Это налоговый кодекс, в котором уже тысяча страниц. И ни один живой человек уже неспособен этот документ понять и осознать», – рассуждает основатель ИТ-компании.
Руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass Федор Чернов уверен, что единый кодекс поможет минимизировать возникающие противоречия и навести порядок в отраслях. Кроме того, со слов эксперта, инициатива в будущем позволит игрокам рынка строить процессы, опираясь на единый и понятный документ. Прежде всего, это упростит процесс внедрения инноваций и ликвидирует технологический отрыв от других стран.
Гендиректор Pro Control Станислав Сидоров думает, что документ позволит решить ряд проблем, назревших в отраслях:
– Устранит правовую неопределенность – обеспечить ясность и предсказуемость для компаний, работающих в сфере ИТ и телекоммуникаций.
– Простимулирует инновации. С четкими и согласованными правилами компании смогут с большей уверенностью инвестировать в разработку и внедрение новых технологий.
– Защитит права потребителей, включая защиту данных и прав потребителей в цифровой среде.
При этом эксперт считает, что ИТ- и телеком-сферы могут столкнуться с рядом трудностей. Во-первых, некоторые компании ожидают проблемы с адаптацией к новым правилам, особенно если они значительно отличаются от существующего законодательства. Во-вторых, бизнесу могут потребоваться значительные инвестиции для соответствия новым нормативным требованиям, а следствие этого – рост издержек. Кроме того, есть риск перерегулирования, ведь Цифровой кодекс может стать слишком обширным и детализированным, что приведет к избыточной бюрократизации и снижению эффективности бизнеса.
Как подчеркнула юрист Selecty Романенко, цифровое пространство быстро развивается, и все может кардинально поменяться в процессе подготовки самого проекта кодекса (очевидно, это займет 1-2 года).
Она считает, что часть текущих назревших вопросов можно оперативно решить и без кодификации, например, приняв соответствующий стандарт или иной документ с терминами и определениями, или дать возможность отрасли саморегулироваться там, где вовлечение государства только усугубит ситуацию.
Специалист также отмечает, что пока больше вопросов, чем ответов. Например, не окажется ли новый кодекс очередным мертворожденным актом, и как закон в итоге будет учитывать актуальные интересы отрасли и бизнеса.
Важно, чтобы задачей нового Кодекса стало не только обеспечение интересов публичного сектора или отдельных отраслей «цифрового права», но и поддержка развития бизнеса и цифровой трансформации всей отрасли в целом.