Roblox, Blender, Tkinter: какое ПО осваивают дети в онлайн-школах - IT Speaker, новости информационных технологий

Roblox, Blender, Tkinter: какое ПО осваивают дети в онлайн-школах

Елена Игнатова

17:55 / 30 июня 2023

Фотография unsplash


По данным Smart Ranking, объем Edtech-рынка в России в I квартале вырос на 21%, а суммарная выручка топ-100 крупнейших Edtech-компаний составила около 26 млрд рублей. Наиболее высокий рост произошел в сегменте детского образования — 26,9% до 8,4 млрд руб. По мнению экспертов, это связано с тем, что несмотря на нестабильность, родители по-прежнему активно вкладываются в образование детей. 

Методисты и эксперты образовательных программ Rebotica провели анализ собственных образовательных программ и сравнили их с аналогичными предложениями других поставщиков, доступными на российском рынке. Затем они перечислили российские и зарубежные разработки, которыми можно заместить самое популярное ПО. Российские альтернативы, сравнимые по функционалу, нашлись для четырех из 24 программ из списка. 

Разработка игр — самое популярное направление у российских школьников (по данным анализа продаж Rebotica за 2022 год). Для создания образовательных программ наиболее часто используются платформы Roblox (игровая среда и среда разработки) и Unity (кроссплатформенная среда разработки). Обе разработаны в США и доступны бесплатно. Кроме них, также используются другие платформы, но их популярность среди онлайн-школ существенно ниже. 

Варианты замены: Unigine (Unigine Corp, Россия). Это мощный движок для разработки игр и визуализации, который предоставляет средства для создания реалистичных 3D-сцен, включая игровые проекты, симуляторы, виртуальную реальность и визуализацию промышленных объектов. 

Веб-дизайн. В этой сфере существует много вариантов ПО, самой популярной является Figma — графический редактор для прототипирования и создания интерфейсов. Помимо Figma, большой популярностью пользуется конструктор сайтов Tilda и платформа для создания анимации Zero-block. Кроме того, в веб-дизайне широко применяются решения Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. 

Варианты замены Figma: Lunacy — редактор векторной графики, разработанный компанией Icons8 (Россия). Он совместим с форматом файлов Figma и предоставляет возможность редактирования дизайнов, созданных в Figma. 

Вариант замены Adobe Photoshop: Photodiva (AMS Software, Россия). Это редактор фотографий с широким спектром инструментов для ретуширования и улучшения изображений. Он предлагает множество функций, сопоставимых с Photoshop. 


Создание 3D-моделей, персонажей, игровой графики. Это направление детского онлайн-образования набирает обороты, так как сфера применения 3D-моделинга становится шире (проектирование, медицина, киноиндустрия и т.д.). Для того, чтобы погрузить учеников в профессию, онлайн-школы обычно выбирают 3D-редактор Tinkercad, а также Blender — ПО для создания трехмерной компьютерной графики. 

Вариант замены: российских аналогов, сопоставимых по функционалу, на сегодняшний момент нет. 

Программирование. В этой области подавляющее большинство школ делают ставку на учебные программы по Python, второе место остается за его вечным конкурентом Java. Многие методисты соглашаются в том, что Python позволяет более комфортно погрузить ребенка в мир программирования и предлагает широкие возможности по освоению профессии. Например, модуль Tkinter помогает ребенку создавать анимацию, а модуль PyGame — внедрять в созданную программу музыкальные эффекты и изображения.


Кроме того, в разработке набирает популярность создание чат-ботов. Для этого учеников знакомят с работой сервиса BotFather в Telegram. Еще в сегменте программирования важно упомянуть Visual Studio Code — редактор кода, текстовый редактор кода Sublime, а также GIT — одну из самых популярных распределенных систем управления версиями. 

Вариант замены: российских аналогов, сопоставимых по функционалу, на сегодняшний момент нет. 

Кроме ПО, необходимого для освоения ИТ-профессий, в работе онлайн-школ важную роль играют программы, обеспечивающие качественное взаимодействие наставника и ученика. Они используют разные коллаборативные инструменты для совместной работы над проектами. Например, для совместной работы над кодом учебные заведения используют такие инструменты, как GitHub, GitLab и Bitbucket, для совместного написания документации и заметок —  Google Docs или Microsoft Office. Общение наставника и ученика происходит на базе веб-конференций и чатов, самые популярные инструменты включают Zoom, Microsoft Teams, Slack и Discord. 

Вариант замены: в качестве альтернативы Zoom могут быть использованы сервисы SberJazz (Сбер) или Яндекс.Телемост. 

Как отмечает Василиса Никифоровская, главный методист учебных программ в компании Rebotica, российский Edtech постоянно развивается, и в ближайшее время можно ожидать роста популярности VR/AR и запросов на изучение инструментов для разработки дополненной реальности, например, Unity и Unreal Engine. Эксперт также отмечает востребованность навыков по созданию алгоритмов машинного обучения и анализу данных. 

Поделиться новостью