Иванов, здесь? Зачем корпорации следят за присутствием сотрудников в офисе - IT Speaker, новости информационных технологий

Иванов, здесь? Зачем корпорации следят за присутствием сотрудников в офисе

Наташа Аксенова

14:10 / 22 июня 2023

Фотография freepik


Корпорация Google планирует вести журнал посещаемости офиса и просит работников на удаленке пересмотреть свой формат труда в пользу гибридного графика. Вопрос выбора модели работы становится предметом дискуссии и для многих российских организаций, ведь каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Редакция IT Speaker узнала у экспертов, почему компании начинают следить за присутствием сотрудников в офисе, и какой график работы лучше.  

По данным исследовательского центра портала Superjob, в большинстве российских компаний дистанционных сотрудников осталось менее 10% от штатной численности. При этом чаще всего на удаленке работают программисты – в 39% предприятий. И всего у 4 из 10 компаний персонал работает в дистанционном формате. Для сравнения, в мае 2020-го удаленный формат практиковали 59% компаний. 

Опасения работодателей о снижении эффективности сотрудников на удаленке небезосновательны. Согласно опросу Upgraded Points, каждый седьмой специалист, трудящийся из дома, в среднем тратит на работу всего 3-4 часа в день. Большинство дистанционщиков вместо нее листают ленту соцсетей (74%), занимаются онлайн-шоппингом (69%), уборкой по дому (71%) и смотрят сериалы (52%).

Очевидно, что период массовой удаленки подходит к концу. И после снятия ограничений, связанных с COVID-19, многие компании вызывают сотрудников обратно в офис. Некоторые руководители считают, что продуктивность команды повышается, когда все сидят в кабинетах. Некоторые работодатели даже идут на крайние меры, чтобы вернуть людей: отслеживают посещаемость, угрожают оштрафовать или уволить всех, кто не соблюдает правила.

По словам директора по персоналу Hopper IT Айгуль Билык, есть несколько причин, почему компании требуют от сотрудника физического присутствия. Во-первых, это может быть обязательным условием трудового договора с заказчиками. «Государственные компании беспокоятся о безопасности ИТ-систем, поэтому требуют, чтобы разработчик трудился исключительно из России», – говорит эксперт.

Во-вторых, такое решение может быть связано с особенностями менеджмента компании, ведь намного проще контролировать работу сотрудника, когда он сидит в соседнем кабинете, а не работает в другой стране. В-третьих, добавляет Билык, физическое присутствие работника может способствовать более эффективному управлению проектами.

Основным плюсом офисной работы собеседница IT Speaker назвала живое общение, которое может способствовать повышению КПД сотрудников и создавать благоприятную атмосферу в коллективе. В то же время, среди очевидных минусов эксперт выделила затрачиваемое на дорогу до офиса время, ограниченность географического местоположения и риск превратить работу в рутину.

Чтобы вернуть сотрудников в кабинеты, компании стараются сделать работу в нем максимально комфортной, организуя удобное рабочее место, оборудуя офис современной техникой и инфраструктурой. Но некоторые организации стараются найти и более креативные способы мотивации. Например, офисные сотрудники Hopper IT имеют возможность в обеденный перерыв поиграть в xBox и передохнуть в массажном кресле. «Многие наши ребята признаются, что это именно то, что мотивирует их приезжать сюда каждый день», – рассказывает HR-директор компании.

Операционный директор компании «Мультифактор» Виктор Чащин считает, что один из главных плюсов офисной работы – возможность качественного обучения сотрудника.

«Все учебные заведения в связи с переходом на удаленный формат констатировали, что качество и количество получаемых учащимися знаний упали. Так и с обучением в рамках рабочих процессов – эффективность падает. Грубо говоря, если тебе что-то вдруг непонятно на лекции, ты мог бы шепотом уточнить у соседа или поднять руку и задать вопрос преподавателю, в удаленном формате обратная связь есть, но она слабее», – считает эксперт.

Однако есть компании, которые увеличивают количество персонала, работающего на удаленке. Как сообщил руководитель отдела по подбору и адаптации персонала Parma TG Андрей Антошин, более половины сотрудников компании полностью перешли на удаленный формат работы, 10-15% работают по гибридному графику, и около 30% — посещают офис. Но еще в 2020 году все работники Parma TG ездили в офис 2-3 раза в неделю.

С точки зрения эксперта, менеджмент ИТ-компаний научился эффективно управлять распределенными между офисом и дистанционкой командами и даже получает выгоду — сокращает расходы на аренду, содержание и обслуживание офисов. К тому же удаленка помогает решить проблему дефицита узкопрофильных специалистов.

И все-таки опрошенные нами специалисты советуют подходить к выбору формата работы, исходя из индивидуальных особенностей компании. Айгуль Билык из Hopper IT уверена, что модель, которой будет отдано предпочтение в ИТ-компаниях будущего, в значительной степени будет зависеть от изменяющихся требований и бизнес-потребностей проектов.

«В последние годы мы наблюдаем растущий интерес к гибридной модели работы, которая сочетает в себе преимущества офиса и удаленки. <...> Однако, следует отметить, что каждая компания имеет свои особенности и уникальные требования», – подчеркнула топ-менеджер.

Как добавил Виктор Чащин из «Мультифактора», для ИТ-компаний процесс перехода на полностью удаленный режим запустился еще в начале 2010-х, и офисы выступают только в качестве точек общего притяжения, куда съезжаются сотрудники несколько раз в квартал. Эксперт уверен, что спустя пару лет гибридная модель вытеснит все остальные формы организации графика работы.


Поделиться новостью