ИИ – враг или друг учителя? - IT Speaker, новости информационных технологий

ИИ – враг или друг учителя?

Наташа Аксенова

10:55 / 10 ноября 2023

Правительство России планирует внедрить автоматическую проверку домашней работы с помощью искусственного интеллекта (ИИ) в школе до 2030 года. Также ИИ будет помогать педагогам при планировании учебных программ. IT Speaker поговорил с экспертами в области образования и ИТ о преимуществах и возможных проблемах, с которыми может столкнуться сектор. 

Фотография freepik

Цифровизация сферы образования происходит не первый год. Во многих школах классы отказались от тяжелых учебников в пользу планшетов, вместо меловых досок используют интерактивные, а взамен бумажных дневников давно появились электронные.

С 2019 года реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в задачи которого входит оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов, онлайн-материалов и технологическую переподготовку педагогов. 

Проверка тестов роботами для школьников – не новинка. Экзамены ГИА и ЕГЭ проходят автоматическую проверку, поэтому выпускников просят писать разборчиво, используя черные гелевые ручки. Однако практически все остальное учебное время педагоги проверяют выполненные задания школьников вручную, зачастую забирая домой кипы тетрадей и тратя внерабочее время на их проверку. 

Чтобы снизить нагрузку на учителей, Минцифры РФ рассматривает включение автопроверки домашних заданий в требования к новому типовому решению в образовательной сфере. Также накануне стало известно, что правительство РФ утвердило стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, которое подразумевает внедрение автоматической проверки домашних заданий школьников с помощью ИИ до 2030 года. 

Опрос аналитического центра «Синергии» показал, что около трети россиян поддерживают идею освободить учителей от «домашки». Более половины опрошенных считают, что можно избавить педагогов  от этой работы частично, и лишь 17% полагают, что домашние работы школьников не должны проверяться в автоматическом режиме. В вузе также отметили, что 26% участников опроса считают, что стоит облегчить работу всем учителям, особенно – педагогам старших классов. 

При этом треть противников идеи полагают, что проверка домашнего задания помогает учителям оценить прогресс школьников и обнаружить слабые места. Они уверены, что при отмене проверки домашних работ педагог потеряет возможность оценивать их творческую составляющую, а сама реализация инициативы проблематична, поскольку не у всех жителей России имеются необходимые технические возможности, в том числе компьютеры и бесперебойный доступ к интернету.

Школы будущего 

Нейросети все глубже проникают в образовательные процессы и становятся их частью, причем как со стороны работы педагогов, так и учебы детей. Как отметил архитектор высоконагруженных приложений «ВБ Тех» Ярослав Телишевский, подростки активно используют такие инструменты, как ChatGPT-4 для создания эссе, решения физико-математических уравнений и в творческих заданиях. Нейросети заменяют обучающимся учебники и хрестоматии, выдавая краткий пересказ энциклопедических статей или художественных романов.

Помимо чат-ботов, математические задачи теперь решает и Google – для этого нужно просто сфотографировать задачу по алгебре или геометрии через Google Lens. Также поисковик может помочь в решении текстовой задачи по биологии, химии и физике, предоставив объяснение 3D-моделях.

Кроме того, добавил Телишевский, ИИ может адаптироваться к потребностям каждого ученика, создавая персонализированные учебные планы. Нейросеть способна даже предложить идеи для внеклассных активностей, форматов уроков или стать удобным средством для изучения английского языка.

При этом, считает программист, ИИ не сможет стать полноценной заменой учителя. В областях, где требуется критическое мышление, творчество или интерпретация – искусство, литература или социальные науки – ИИ не сможет заменить человеческий элемент. Однако он может значительно облегчить нагрузку на учителей в тех сферах, где ответы могут быть стандартизированы или автоматически проверены, как в математике или естественных науках.

Преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия» Виктория Береснева добавила, что точные науки уже сейчас имеют решения автоматизированной проверки – например, система «Московской электронной школы», платформы при проведении соревнований по спортивному программированию, которые сразу выдают результат (например, Codeforces и др.). 

Специалист уверена, что при внедрении автоматизированной проверки домашних заданий с помощью технологий ИИ не теряется социальная взаимосвязь ребенок-учитель. Ведь у них появляется дополнительное время для общения на уроках или внеучебных мероприятиях.

Старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Александра Веретено добавила, что существующие на рынке решения для автоматической проверки грамматики, орфографии и решения задач ограничиваются определенной областью знаний и не способны проводить комплексную проверку заданий по разным дисциплинам.

Основатель онлайн-школы «Умскул» Дмитрий Данилов одной из проблем, с которыми могут столкнуться системы автоматической проверки заданий, – расшифровка почерка, распознавание символов, понимание контекстов или некорректная интерпретация задания. Также эксперт опасается, что ученики могут пытаться обмануть ИИ, используя нестандартные методы выполнения заданий. Из-за несовершенства алгоритмов ИИ может ошибаться, не справляться со сложными заданиями и привести к неправильной оценке. Поэтому, по мнению специалиста, для школ следует предусматривать возможность ручной перепроверки и обжалования оценок для учащихся.

Береснева из «Синергии» в свою очередь считает, что с трудностями в большей степени столкнутся разработчики при создании систем проверки, которые должны адаптироваться к изменениям в методических рекомендациях, а также уметь проверять домашние задания дисциплин гуманитарной направленности – с творческим подходом. 

Использование новых инструментов должно сопровождаться как минимум обучением цифровой грамотности, добавила Береснева. Если пропустить данных шаг, то система образования может столкнуться с рядом проблем бюрократического характера, где у учителей не сократится время на работу, а только увеличится.

Техноброкер «Центра интеллектуальных аналитических и робототехнических систем» (ЦИАРС) Сергей Гатауллин опасается, что внедрение технологий ИИ в образовательный процесс в целях оптимизации нагрузки учителей может перерасти в создание видимости процесса оказания качественных образовательных услуг. При этом он допускает применение ИИ для проведения рубежного контроля в виде тестирования, если это не единственная форма обучения и проверки знаний.

Эксперт добавил, что на рынке достаточно решений для текстовой аналитики и систем компьютерного зрения, но под конкретного заказчика потребуется кастомизированный продукт. По мере обучения моделей ИИ качество их работы будет улучшаться, а использование разных методов позволит снизить количество ошибок до погрешности. 

Как предположила Александра Веретено из СПбГЭУ, в будущем ИИ сможет заменить учителей по математике или физике. Однако в таких дисциплинах, как литература или история, где требуется анализ и критическое мышление, заменить учителя будет сложнее. А риски, связанные с некорректной работой ИИ, можно минимизировать, если использовать технологию в качестве вспомогательного инструмента, а не единственного способа оценки.

Вас может заинтересовать: 

Реклама детских приложений

Поделиться новостью