Реклама внутри детских приложений: правовое регулирование - IT Speaker, новости информационных технологий

Реклама внутри детских приложений: правовое регулирование

Наташа Аксенова

14:00 / 01 сентября 2023

Фотография freepik

Назойливая реклама буквально заполнила детские мобильные приложения. Современный ребенок больше половины времени, проведенного за онлайн-игрой, тратит на просмотр видеороликов, призывающих скачать другую «стрелялку» или совершить покупку. IT Speaker узнал у специалистов в области ИТ и права, законна ли навязчивая реклама внутри детских игр, и возможно ли защитить от нее своего ребенка. 

Реклама внутри мобильных игр и приложений словно преследует пользователя. Причем недетский контент встречается как в развлекательных, так и обучающих играх без возрастной маркировки. Некоторые видеоролики не только вызывают смех, но могут повергнуть в шок детей и их родителей. 

Ролики и постеры всплывают после проигрыша или прохождения уровня, обещают дополнительные бонусы в виде прокачки героя или, например, жизни. Призывы скачать приложение появляются нескончаемое количество раз, а закрыть баннер иногда удается  только спустя минимум 10-15 секунд. 

Еще пять лет назад в американском Журнале развивающей и поведенческой педиатрии опубликовали исследование Медицинской школы Мичиганского университета, которое показало, что 95% всех приложений для детей младшего возраста (до 5 лет) содержат хотя бы один вид рекламы.

Из 135 рассмотренных приложений в 129 (95%) аналитики обнаружили использование товарных знаков (42%), полноценные тизеры приложений (46%), рекламные видеоролики, прерывающие игру (35%), рекламу при разблокировке гейм-предметов (16%), покупки внутри приложений (30%), призывы поставить оценку приложению (28%), поделиться достижениями в соцсетях (14%), отвлекающую рекламу в виде баннеров (17%) и блоки, закамуфлированные под геймплей (7%).

Реклама встретилась во всех бесплатных приложениях, но в платных ее оказалось не немного меньше (88%). При этом в «образовательных» онлайн-ресурсах она появлялась одинаково часто, вне зависимости от того, купил ты подписку или нет.

Вас может заинтересовать: 

Реклама копий западных приложений

К настоящему времени уровень распространения рекламного контента внутри детских сервисов только увеличился. И его создатели используют все более изощренные манипулятивные технологии, которые подталкивают ребенка тратить деньги родителей. 

Реклама, которую видят дети, очень разная. И прежде, чем рассуждать о нормативно-правовом регулировании назойливой рекламы внутри детских мобильных игр и приложений, опишем основные форматы мобильной рекламы. 

– Плейблы (playable ads) – интерактивный формат, предлагающий пользователю сыграть в мини-игру без установки, оценить ее и перейти к скачиванию полной версии. 

– Нативная реклама в виде баннеров и видеороликов, которые органично вписываются в контент приложения, повторяя его дизайн. 

– Вознаграждающая реклама (reward), которая дарит геймеру за просмотр ролика бонусы в виде дополнительной жизни, баллов, жетонов, элементов экипировки и оружия. 

– Полноэкранная реклама (interstitial), которая, как правило, появляется между уровнями и перекрывает весь интерфейс. Такие ролики можно закрыть спустя несколько секунд, но некоторые приходится досматривать до конца. Случайный или намеренный клик чаще всего выводит пользователя на окно скачивания. 

Дети могут не видеть разницу между рекламой и самой игрой, особенно если объявление встроено как ее часть. В некоторых приложениях рекламные модули могут быть интегрированы напрямую в игровой процесс.

В упомянутом выше исследовании аналитики рассказывают, что в симуляторе «Говорящий Том» (компании Cypress Outfit7) с потолка падает подарок, который выглядит как часть игры, но на самом деле это кнопка, запускающая рекламу. А в аркаде «Строитель» (Builder Game от Bubadu) персонажи регулярно показывали облака с их мыслями, указывающие, что игрокам следует делать дальше – во многих случаях это были игры, которые можно было разблокировать только путем просмотра рекламного видео.

Такой тип обманного маркетинга может нарушать российское законодательство, которое запрещает вводящую в заблуждение рекламную практику. 

Реклама и закон

Для рекламы внутри детских приложений действует немало правил и ограничений, которые разработчики должны соблюдать.

Реклама каждого типа, размещенная на любых площадках регулируется Федеральным законом «О рекламе». Как пояснил управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин, статья 6 закона содержит перечень требований к рекламе, где учитывается факт, что ее может видеть детская аудитория. Среди них – недопустимость побуждения несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.  

Адвокат подчеркнул, что по каждому из восьми пунктов Федеральная антимонопольная служба имеет четкие критерии и наработки, основанные на ее богатом надзорном опыте. 

Рекламодатели и рекламораспространители при размещении обязаны сообщать в Роскомнадзор информацию о себе и размещаемой рекламе.

Также закон называет виды товаров и услуг, которые вообще нельзя рекламировать – ни детям, ни взрослым, ни в мобильных приложениях, ни где-либо еще. 

«Например, запрещена реклама кальянов, табачных изделий. А вот реклама алкоголя, азартных игр разрешена, но с ограничениями, одно из которых состоит в том, что такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним. Это значит, что в детских приложениях такой рекламы быть не должно. Нарушители этих требований подлежат административной ответственности», – отметил Матюнин.

Глава ИТ-комитета партии «Новые Люди» Артём Чернов в свою очередь добавил, в своей практике часто сталкивается с вопросами родителей о том, насколько безопасны приложения для их детей. По его словам, реклама в них как раз является одним из ключевых аспектов безопасности.

Он уверен, что особого внимания требует скрытая реклама в виде продуктового плейсмента. Размещение логотипов брендов и упоминание товарных знаков должно быть ограничено, чтобы не вводить детей в заблуждение.

Чернов рассказал, что ответственность за соблюдение законов о рекламе несут не только разработчики приложений, но и руководители компаний, а также инвесторы. Все участники процесса разработки обязаны следить за тем, чтобы монетизация приложений осуществлялась легально и этично по отношению к юным пользователям.

«В целом, несмотря на существующие правовые нормы, родителям следует проявлять бдительность и контролировать контент, с которым взаимодействуют их дети в приложениях. Обращение к разработчикам с вопросами о политике рекламы также может способствовать повышению прозрачности и безопасности детских приложений», – резюмировал собеседник IT Speaker.

Вас может заинтересовать: 

Как обезопасить детей в интернете

Сервис по заказу такси Uber показал отрицательную EBITDA по итогам II квартала, ее размер превзошел ожидания аналитиков — компания страдает от дефицита водителей и вынуждена выплачивать им бонусы, которые съедают ее прибыль Сервис по заказу такси Uber показал отрицательную EBITDA по итогам II квартала, ее размер превзошел ожидания аналитиков — компания страдает от дефицита водителей и вынуждена выплачивать им бонусы, которые съедают ее прибыль.

Существуют обязательства для разработчиков по добавлению возрастных маркировок на игры и приложения. Как пояснил соучредитель компании по разработке и рекламе мобильных приложений BBP LABS LTD Рамиль Низамиев, они могут варьироваться в зависимости от страны. Например, в Европе система стандарты устанавливает система PEGI, а в США — ESRB. Эти маркировки служат ориентиром для родителей, помогая определить подходящий контент для их детей. Крупнейшие магазины приложений, такие как Google Play и App Store, также требуют от разработчиков наличие этих маркировок для размещения их продуктов на своих платформах.

Операционный директор Media Pro Илья Самсонов отметил, что ставить возрастные маркировки на контент, предназначенный для детей, в России обязывает закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Это касается не только самих приложений, но и любых видов контента, включая рекламу. 

Специалист выделил следующие нормативные требования для рекламных вставок в приложениях:

–  Запрет на обман и манипуляцию. Рекламные материалы не должны вводить детей в заблуждение или манипулировать их эмоциями.

– Отсутствие агрессии и насилия. Реклама не должна содержать жестокость, насилие или угрозы, которые могут негативно повлиять на детей.

– Защита личных данных. Рекламодатели должны соблюдать принципы конфиденциальности и защиты личных данных детей.

– Соблюдение стандартов безопасности. Реклама не должна поощрять опасные действия или небезопасное поведение у детей.

– Возрастные ограничения. В некоторых странах реклама в детских приложениях может быть ограничена возрастными категориями, и содержание рекламы должно соответствовать этим категориям.

Самсонов добавил, что в разных странах существуют свои законы, требования и запреты на рекламу букмекеров, азартных игр и сомнительных услуг, которые могут иметь вредное воздействие на детей. По тому же принципу работают нормативы в сторону рекламного контента с жестокостью и насилием.

Однако все эти запреты и требования не мешают разработчикам наполнять бесплатные версии игр сомнительными видеороликами, включая рекламу букмекерских фирм, криптобирж, а также игр и фильмов с элементами жестокости и насилия. 

Защита от рекламы

Мобильный маркетинг так популярен в бизнесе по ряду причин, включающих отсутствие полной блокировки рекламы, массовые охваты и недостаточно эффективно работающие механизмы по выявлению нарушителей законодательства. К тому же многие разработчики приложений используют способы обхода действий блокировщиков. 

Среди причин навязчивой рекламы внутри приложений Рамиль Низамиев из BBP LABS LTD в свою очередь выделяет экономический мотив. По его словам, бесплатные приложения и игры, особенно детские, зачастую финансируются именно за счет рекламных доходов. Это создает ситуацию, в которой разработчики заинтересованы в максимальной монетизации своего продукта, иногда в ущерб пользовательскому опыту.

«Однако нельзя не учитывать регулирующие законы и стандарты. В США, например, действует закон COPPA (Children's Online Privacy Protection Act), который ставит строгие ограничения на то, как можно собирать данные и демонстрировать рекламу в приложениях, ориентированных на детей. Этот закон должен предотвращать недопустимые практики рекламы в детской аудитории, но, к сожалению, не все компании строго следуют этим рекомендациям», – рассуждает маркетолог.

Родители и опекуны имеют возможность снизить уровень навязчивой рекламы, используя встроенные инструменты в настройках устройств и надежные сервисы. Для этого он рекомендует устанавливать блокировщики рекламы, которые могут пусть и не исключить полностью, но значительно сократить количество рекламы в мобильных приложениях. 

Специалист добавил, что при выборе блокировщика рекламы, стоит ориентироваться на отзывы и рекомендации. Также важно удостовериться, что выбранный сервис регулярно обновляется, обеспечивая защиту от новых форм рекламы. Один из проверенных временем и популярных блокировщиков рекламы для мобильных устройств — AdGuard, который предоставляет обширные возможности по фильтрации рекламного контента в приложениях и браузерах.

Вас может заинтересовать: 

Как распознать фейковое приложение

Для дополнительного контроля эксперт советует использовать функции дополнительных настроек:

– Пользователям iOS: Перейти в «Настройки» -> «Конфиденциальность и безопасность» -> «Реклама». Так вы сможете уменьшить количество таргетированной рекламы.

– Для пользователей Android: Настройки могут варьироваться в зависимости от версии ОС и производителя, но, как правило, они находятся в «Настройки» -> «Google» -> «Реклама» -> и затем включить опцию «Отключить персонализацию рекламы».

Так, проблема навязчивой рекламы в детских приложениях остается актуальной из-за экономических интересов разработчиков и не всегда эффективного регулирования. Поэтому эксперты считают, что регулирующие органы, разработчики и родители должны совместными усилиями работать над улучшением текущей ситуации, создавая экологичный детский веб. Между монетизацией и защитой интересов детей должен соблюдаться четкий баланс. Однако пока чаша весов опускается в пользу первого процесса, практически полностью лишая детей возможности потреблять безопасный контент. 

Поделиться новостью