Я – русский аналог. Реклама копий западных приложений - IT Speaker, новости информационных технологий

Я – русский аналог. Реклама копий западных приложений

Наташа Аксенова

14:00 / 04 августа 2023

Фотография freepik

С уходом с российского рынка многих западных компаний, в магазинах приложений все чаще стали появляться аналоги популярных сервисов. Многие из них называют себя отечественными версиями иностранных платформ, но лишь малая доля напрямую или косвенно связана с оригинальными ресурсами. IT Speaker узнал у ИТ-предпринимателей и юристов о правовом регулировании деятельности разработчиков и рекламодателей.

После массового введения санкций и остановки работы западных предприятий отечественный рынок приложений пустовал недолго. Практически сразу активизировать предприниматели, желающие занять покинутые иностранными игроками ниши. И чем быстрее они анонсируют свои продукты, тем больше шансов завоевать внимание клиентов. 

В описании новых приложений и их рекламных кампаниях стали появляться фразы, как бы намекающие пользователям, что перед ними прежний сервис, только под другим названием. При этом найти действительно качественный аналог или переименованный оригинальный ИТ-продукт стало гораздо сложнее. Аудитория стала чаще подвергаться риску скачивания сырого или мошеннического приложения. 

Управляющий юридической фирмой «Обедин и Партнеры» Кирилл Обедин обратил внимание, что сам по себе аналог далеко не всегда является репликой и означает, что его создатели нарушают закон. На российском рынке уже достаточно давно существуют платформы-альтернативы известным зарубежным сервисам, такие как VK (аналог Facebook) или Rutube (аналог Youtube). 

Он подчеркнул, что законодательной охране подлежат прежде всего конкретные объекты интеллектуальной собственности, созданные разработчиками, которые могут быть скопированы конкурентами. Вместе с тем законом не охраняются идеи, концепции, методы и прочее.

«Если мы используем идею создания приложения знакомств, где для выбора потенциального партнера берем фотографию с описанием и можем подтвердить выбор, смахивая карточку вправо или влево, то это еще не означает, что мы нарушаем права на приложение Tinder», – объясняет Обедин. 

Он добавил, что в данном примере охраняются конкретные решения – дизайн приложения, название (товарный знак), исходный код, алгоритмы работы, если они запатентованы. Использование самой идеи, воплощенной в иной форме (при условии отсутствия плагиата конкретных решений), не будет считаться нарушением законодательства. 

Директор компании Tiqum Юрий Гизатуллин в свою очередь отметил, что аутентичность в ИТ – редкость. По его словам, большинство разработчиков заимствуют идеи друг друга, частично изменяя функционал продукта. При этом менеджер уверен, что на рынке приложений тяжело найти копии «1 в 1» не только из-за правовой ответственности за плагиат, но и из-за желания стартапера внести в проект свои идеи. Чаще всего копируются базовые механики, которые трудно запатентовать или присвоить.

Собеседник IT Speaker пояснил, что многие компании пользуются чужим именем на старте продвижения, накапливают минимальную для дальнейшего функционирования базу клиентов и впоследствии отказываются от подобных маркетинговых ухищрений. 

«Упоминание чужого бренда в рекламе запрещено. Однако сейчас, в острую фазу отношений с Западом, на это редко обращают внимание контролирующие органы, и судя по всему, многие приложения этим пользуются», – рассуждает предприниматель.

Гизатуллин добавил, что существует и более изящный способ, чем простое упоминание популярной площадки в рекламе ее аналога, – выпуск статей-сравнений сервисов.

По словам Тимура Фатыхова из юридической группы «Совет», специальных норм о рекламе аналогов западных приложений в действующем законодательстве России нет.

Однако отсылки российских компаний к иностранному товару по действующему законодательству являются актом недобросовестной конкуренции, поскольку потенциальный потребитель вводится в заблуждение – приобретая товар, он полагает, что такое приложение обладает теми же свойствами, что и его «западный аналог».

«За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа – от 12 000 до 20 000 для ИП, от 100 000 до 500 000 – для юридических лиц», – пояснил юрист.

Если иностранное лицо является правообладателем товарного знака, то по его возвращении в Россию может встать вопрос о взыскании с нарушителя компенсации за неправомерное использование товарного знака (если российское лицо использовало в своей деятельности логотип, визуально похожий на товарный знак  иностранного конкурента). 

Чтобы обезопасить себя от подобных последствий, Фатыхов рекомендует владельцам копий приложений попробовать зарегистрировать используемые ими обозначения в Роспатенте в качестве товарных знаков.

В соответствии с законом «О рекламе» недобросовестной признается реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами, которые произведены или реализуются иными лицами.

Как пояснила управляющий партнер Legal House Ольга Звагольская, судебная практика исходит из того, что некорректным будет сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров. 

«На практике приложения-конкуренты будут различаться по функционалу или количеству партнеров (например, на Booking представлено 29 млн объектов размещения, а на сайте «Островок» – 1,3 млн). Учитывая, что функционал приложений совпадает не полностью, использование в рекламе слова «аналог» может быть признано некорректным сравнением», – уточнила эксперт. 

Юрист Кирилл Обедин посоветовал избегать в рекламе использования таких формулировок, как «аналог» или «русская версия».

«Факт указания чужого обозначения в своей рекламе может стать предметом судебного разбирательства со стороны правообладателя товарного знака. Если мы укажем слово версия, то это может свидетельствовать о том, что мы использовали чужое решение. Ведь версия – это уже не аналог, а доработанный вариант имеющегося приложения, а право на доработку/переработку принадлежит исходному правообладателю», – объяснил специалист. 

Поделиться новостью