«Вас беспокоит служба безопасности банка». Как распознать мошенников? - IT Speaker, новости информационных технологий

«Вас беспокоит служба безопасности банка». Как распознать мошенников?

Елена Игнатова

14:10 / 21 июня 2023

По мнению экспертов, телефонные мошенники продолжат обманывать россиян, пока те не освоят базовые принципы финансовой грамотности и правила цифровой гигиены. К каким уловкам прибегают злоумышленники, и какие меры стоит принять россиянам — читайте в материале IT Speaker.

Фотография freepik

«Пока люди не освоят базовые правила осмотрительного поведения, мошенники будут продолжать собирать свою жатву, пользуясь чьей-то доверчивостью и беспечностью», – заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на IX конгрессе «Волонтеров финансового просвещения».

По данным регулятора, за 2022 год кибермошенники похитили у клиентов банков свыше 14 млрд рублей, при этом в первом квартале текущего года ущерб от действий злоумышленников составил 4,5 млрд рублей.

«Мы много делаем, делали для того, чтобы такие атаки злоумышленников отбивать, работаем с финансовыми институтами, но здесь одним закручиванием гаек не обойтись», – пояснила глава ЦБ. 

Эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов отмечает, что наиболее желанная цель для телефонных мошенников – клиенты финансовых учреждений, поэтому соблюдение элементарных правил цифровой гигиены действительно помогут минимизировать риски потери денежных средств. «Важно проявлять максимальную бдительность в общении по вопросам, связанным с финансами и никогда не сообщать персональные данные посторонним», – добавляет эксперт. 

Советник по инвестициям ИК Fontvielle Максим Федоров отмечает, что у большинства мошеннических схем есть черты, которые их объединяют. Во-первых, мошенники чаще всего прикрываются названиями известных ведомств и структур, к которым у населения есть доверие. Например, полицией, ФСБ, Центробанком или Росмониторингом. 

Во-вторых, злоумышленники играют на эмоциях и стараются сработать быстро. Чаще всего это страх и жадность – именно на этих эмоциях строится легенда, которая призвана отключить способность логически мыслить и заставить действовать. Однако общение может затянуться: в последнее время появляются схемы, подразумевающие длительную психологическую обработку жертвы с целью войти в доверие. В-третьих, конечным итогом общения должен стать добровольный перевод средств на мошеннические счета или сознательная/неосознанная передача личной информации.

«Если вам, например, позвонили от лица Банка России, то дальше можете даже не слушать – организация регулирует деятельность коммерческих банков и физлицам ее сотрудники никогда не набирают. Да и в случае с другими структурами у вас сразу же должны возникнуть сомнения», – рекомендует Федоров.  

Эксперт также советует не называть в телефонном разговоре паспортные данные или другую идентификационную информацию, а также подробности по  банковским картам или счетам, а также проверить любой подозрительный звонок, набрав на горячую линию той организации, от лица которой он поступил.

Напомним, недавно мошенники начали отправлять россиянам через мессенджеры фейковые документы, включая удостоверения банковских сотрудников — для большей убедительности легенды обмана. Опрошенные редакцией IT Speaker рассказали, как понять, что документ фейковый. 

Читайте также: 

Названы худшие пароли: какие пароли не надо использовать 

Как обезопасить детей в интернете


Поделиться новостью