Телеком и Интернет
Взлом и Утечки
20:00 / 30 июня 2025
Россия на автопилоте: как ИИ меняет транспортную систему - IT Speaker, новости информационных технологий
Еще несколько лет назад беспилотные автомобили казались фантастикой. Сегодня они уже возят пассажиров, доставляют грузы и готовятся к массовому производству. В 2025 году мир пересек важный рубеж: автономный транспорт перестал быть экспериментом и превратился в многомиллиардную индустрию. IT Speaker разбирается, как технологии изменили правила игры, кто лидирует в гонке беспилотников и как меняется законодательство.
Мир в движении
2025 год стал знаковым для мирового рынка беспилотного транспорта. В США и Китае роботакси уже не экзотика: крупнейшие игроки развернули коммерческие пилоты в мегаполисах. Так, компания Waymo (дочернее предприятие Alphabet) расширила сеть автономных такси в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Финиксе: парк насчитывает свыше 1500 автомобилей на базе Jaguar I-Pace. Новый рубеж – планы на запуски в Вашингтоне, Атланте и Майами до конца 2026 года. Также Waymo объявила об удвоении количества автомобилей.
Компания миллиардера Илона Маска Tesla, несмотря на критику в адрес системы Full Self-Driving (FSD), начала коммерческую эксплуатацию роботакси в Остине (штат Техас, США) в июне 2025 года. Правда, воспользоваться услугой Robotaxi могут пока только приглашенные пользователи. Интересно, что в новой модели Cybercab, ожидаемой к серийному производству в 2027 году, Маском предусмотрено полное отсутствие руля и педалей – это вызвало бурную полемику даже среди сторонников автономного транспорта.
Китай также находится в числе лидеров. Baidu Apollo Go активно развивает сети роботакси в Шэньчжэне, Ухане и Пекине. К концу 2025 года компания планирует выйти на рынки Швейцарии и Турции, предлагая автономные поездки с системой четвертого уровня автоматизации (L4). Не отстает и WeRide, которая запустила беспилотные автобусы и мини-шаттлы в нескольких городах Китая и за рубежом.
В Европе Volkswagen готовит к массовому запуску микроавтобус ID Buzz AD – роботакси нового поколения, массовое внедрение которого начнется в США и Европе уже в 2026 году. А в Барселоне тестируются беспилотные, компактные и экологичные автобусы на базе концепта Renault и WeRide.
Таким образом, мир уверенно приближается к эпохе, когда автономные автомобили станут привычной частью городской среды.
А дорогу я сам покажу
В России беспилотный транспорт пока сосредоточен прежде всего в грузовом сегменте. В 2025 году по трассам М‑11 «Нева» и ЦКАД курсируют 67 беспилотных грузовиков в тестовом режиме. Среди них – Navio L5, первый российский беспилотный тягач с ИИ-водителем, который создан с прицелом на полную автономность. В будущем ожидается запуск таких грузовиков на М-12 «Восток» в 2026 году.
Особое внимание уделяется проекту беспилотного КамАЗа «Маяк‑2». В 2025 году этот грузовик вновь был представлен на ПМЭФ, но с важным отличием от 2024 года: «Маяк-2» самостоятельно доехал по трассе М-11 «Нева» до Санкт-Петербурга, что стало серьезным технологическим достижением. Грузовик успешно совершил пробеги по федеральным трассам: машина управляла рулем, перестраивалась между полосами и преодолевала развязки.
Легковой сегмент также не остается в стороне. «Яндекс» продолжает проводить масштабные испытания роботакси в Иннополисе, Сочи и отдельных районах Москвы. Машины движутся с удаленным контролем оператора и способны самостоятельно выполнять сложные маневры в реальной городской среде.
По словам партнера консалтинговой компании «Яков и Партнеры» Максима Болотских, коммерческий запуск беспилотных такси на дорогах в России возможен к 2027 году.
«Недавно была принята дорожная карта развития беспилотного транспорта до 2028 года, и если опираться на нее, то уже буквально к 2027 году, в принципе, на дорогах могут появиться беспилотные такси», – поделился он.
Поддержку развитию отрасли оказывают и регионы – так, администрация Санкт-Петербурга уже отдала инвестору участок в промышленной зоне «Рыбацкое» для создания производства беспилотных транспортных средств.
Правила игры
Без нормативной базы автономный транспорт невозможен. В России с 2023 года действует система экспериментальных правовых режимов (ЭПР), которая позволяет компаниям тестировать беспилотники на дорогах с особыми условиями. В 2025 году Минтранс объявил о разработке полноценного законопроекта об автономном транспорте, который должен урегулировать:
классификацию по уровням автоматизации;
правила взаимодействия с системами мониторинга (например, на базе АО «ГЛОНАСС»);
вопросы страхования и ответственности.
Параллельно в России разработали «Дорожную карту» развития отрасли до 2028 года. В ней ставится цель – к 2027 году легализовать использование автономных грузовиков на дорогах общего пользования. Также важным шагом стало начало работы Росстандарта над созданием серии из пяти ГОСТов для высокоавтоматизированных автомобилей. Как заявил глава ведомства Антон Шалаев, первые базовые стандарты могут быть утверждены уже в этом году.
Дорога в будущее
Несмотря на быстрый прогресс, путь к повсеместному использованию беспилотников остается непростым. Среди ключевых вызовов:
доработка инфраструктуры (умные светофоры, специальные полосы, улучшение разметки);
страхование и ответственность в аварийных ситуациях;
кибербезопасность и защита данных;
доверие общества к новым технологиям.
Тем не менее, перспективы впечатляют. По прогнозам Минтранса, озвученным министром Романом Старовойтом на заседании фракции КПРФ в Госдуме, к 2030 году на российских дорогах появится до 1,7 тысячи беспилотных автомобилей. Это означает, что к началу 2030-х годов Россия сможет не только интегрировать такой транспорт в логистику и пассажирские перевозки, но и стать экспортером собственных технологий.
Автономный транспорт переходит из разряда футуристических концептов в практическую реальность. Уже сегодня в мире тысячи автомобилей передвигаются без водителя, перевозят грузы и пассажиров. Россия идет по этому пути: внедрение беспилотных грузовиков, тестирование роботакси, создание нормативной базы – все это формирует облик новой транспортной эры. И хотя предстоит решить еще немало задач, можно уверенно сказать: беспилотники – это уже не мечта о будущем, а часть нашего настоящего.
Поделиться новостью
Телеком и Интернет
Взлом и Утечки
20:00 / 30 июня 2025
19:30 / 30 июня 2025
19:00 / 30 июня 2025
19:30 / 30 июня 2025
19:00 / 30 июня 2025
Взлом и Утечки
Телеком и Интернет
18:30 / 30 июня 2025
18:00 / 30 июня 2025