ПВЗ выступили против биометрии на маркетплейсах - IT Speaker, новости информационных технологий

ПВЗ выступили против биометрии на маркетплейсах

Редакция

16:00 / 28 февраля 2025

Селлеры и владельцы пунктов выдачи заказов предложили главе правительства Михаилу Мишустину пересмотреть введение идентификации пользователей маркетплейсов по биометрии. С таким предложением выступили АНО по защите прав участников электронной коммерции «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ) и Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК). Об этом пишет  Forbes со ссылкой на письмо письма председателя ФОСТ, и. о. исполнительного директора АУРЭК Евгении Черницкой, направившей Мишустину письмо. 

Фотография Freepik

В сообщении организации сообщили, что введение биометрии для пользователей маркетплейсов может привести к  замедлению развития e-commerce. Кроме того, у маркетплейсов Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркета» расходы вырастут на 16-18 млрд рублей в год. 

«Обязанность сервисов <…> с ежедневной аудиторией свыше 300 000 человек обеспечить возможность прохождения аутентификации пользователей посредством Единой биометрической системы (ЕБС) требует существенных расходов. Только подключение каждой компании к этой системе составляет до 100 млн рублей. Кроме этого, оператор ЕБС (АО Центр биометрических технологий) установил тарифы за каждое обращение к системе с целью аутентификации в размере от 8,5 до 20 рублей (зависит от количества обращений в месяц)», – говорится в письме.

По мнению Евгении Черницкой, новые расходы в итоге лягут на продавцов, что станет причиной уменьшения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, замедления развития этой сферы и негативно скажется на стоимости продукции. Кроме того, предлагаемая нагрузка станет чрезмерной для интернет-магазинов, считают в ФОСТ и АУРЭК. «Это сильно ударит по развитию конкуренции в онлайн-сегменте и поставит нишевые маркетплейсы в несправедливые условия», – говорится в заявлении. Такие оцени АУРЭК и ФОСТ подтвердили источник на рынке e-commerce, а также объединенная компания Wildberries и Russ, пишет Forbes. 

«Так, если Wildberries будет обязана предоставить вход по ЕБС для всех пользователей, то затраты составят до несколько десятков миллионов рублей в день (учитывая только тех, кто проходит обязательную аутентификацию при входе с нового устройства, после перезагрузки устройства или в подобных случаях) или до нескольких миллиардов рублей в год. При этом наши пользователи не сталкиваются с массовыми случаями несанкционированного доступа к их аккаунтам. Чаще всего жертвами мошенников покупатели становятся в случаях использования фишинговых схем и методов социальной инженерии», – приводит слова компании Forbes. 

В Ассоциации больших данных (АБД, объединяет в том числе Avito, HeadHunter, МТС, «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ) отметили, что ЕБС неэффективна для противодействия мошенничеству, так как ее работа зависит от 100% сбора биометрии, а это противоречит закону, разрешающему гражданам отказываться от сдачи биометрии без ограничения доступа к услугам. 

«Если отказ станет невозможным, это вызовет две проблемы: рост технологических угроз (дипфейки, взломы) и ежегодные затраты [бизнеса] на авторизацию пользователей в размере более 100 млрд рублей», – объяснили в АБД. Там считают, что более эффективный способ – это предоставить сервисам возможность использовать упрощенную аутентификацию. 

Однако в Минцифры, компании-операторе Единой биометрической системы (ЕБС) и аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко считают, что приведенные оценки расходов сильно завышены, а подключение к ЕБС масштабных инфраструктурных изменений не требует В Минцифры обращают внимание, что возможность для продавцов и покупателей при желании включить двухфакторную аутентификацию на платформе и использовать биометрию в качестве второго фактора – не обязательное требование для пользователей, а дополнительная опция для повышения безопасности. 

«Реальные суммы зависят от бизнес-процессов конкретных площадок и количества пользователей площадок, которые пожелают воспользоваться возможностью использования биометрии. Мы никогда не допустим, чтобы эти меры поставили компании в неравные условия или привели к сокращению числа МСП. Напротив, мы ориентируемся на поддержку предпринимателей и развитие честной конкуренции. Все изменения будут внедряться с учетом интересов бизнеса», – прокомментировали в министерстве. 

Подключение к ЕБС не требует масштабных инфраструктурных изменений, подчеркнули в аппарате Дмитрия Григоренко. «Это стандартная процедура интеграции, которая уже успешно реализована во многих компаниях, включая банки и государственные сервисы. Расходы крупной организации на проведение всех интеграционных мероприятий не превышают нескольких десятков миллионов рублей. Пользователи площадок будут использовать соответствующие функции исключительно по собственному желанию. Цель в том, чтобы дать гражданам такую возможность», – говорится в сообщении. 

Ранее сообщалось, что на маркетплейсах и площадках для размещения объявлений может быть введена обязательная регистрация через сервис «Госуслуги». Кроме того, банкам, операторам связи и интернет-магазинам может быть запрещено использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами.

Вас может заинтересовать: 

Мошенников поймают с помощью биометрии


Поделиться новостью