Мессенджеры: как развивались и меняли наше общение в них - IT Speaker, новости информационных технологий

Мессенджеры: как развивались и меняли наше общение в них

Сергей Полунин

12:20 / 22 августа 2024

Сергей Полунин

Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис»

26 июня 2024 весь мир торжественно «похоронил» Аську, или ICQ. Пользователи младше 30 лет могут не знать о существовании этой платформы, хорошо известной на постсоветском пространстве, однако стоит иметь в виду, что любой мессенджер может однажды уйти в историю. 

Сегодня собственный мессенджер есть в любой социальной сети, еще десяток самостоятельных средств коммуникации можно найти в магазине приложений операционных систем, но самое главное – сама концепция мессенджеров изменила то, как люди вообще коммуницируют друг с другом. Давайте посмотрим, как это получилось.

На самом деле мгновенные сообщения появились даже раньше, чем интернет в его сегодняшнем виде. Многопользовательские операционные системы середины 1960-х годов позволяли отправлять всевозможные системные сообщения для служб, например, для службы печати или доступа к файлам. Но довольно быстро эту систему приспособили для отправки коротких сообщений уже между самими пользователями. 

В 1970-х стали появляться уже онлайн-чаты, где в специальных «комнатах» находились до пяти человек, которые могли писать друг другу различные тексты. В 1980-х интернет все еще был уделом гиков и энтузиастов, зато мир охватила волна популярности BBS. Это был сервер, к которому пользователи подключались с помощью модема по телефонной линии и могли обмениваться файлами и оставлять сообщения. Такие «серверы» могли одновременно работать всего лишь с несколькими пользователями по количеству доступных телефонных линий, поэтому назвать обмен сообщениями вряд ли можно назвать «мгновенным». 

Настоящий «ящик Пандоры» был открыт с появлением IRC (Internet Relay Chat; протокол для обмена сообщениями в реальном времени. – прим. ред.) в 1988 году. Все то, без чего невозможно представить современные мессенджеры, появилось или было популяризировано именно в IRC. Каналы, передача файлов и даже смайлики – родом как раз из тех времен. Конечно, у IRC было множество недостатков, но он был продуктом своего времени в полной мере – понятный и доступный способ коммуникации для огромного количества пользователей в зарождающейся всемирной паутине. 

Далее в 1996 появилась та самая ICQ, а годом позже и ее главные конкуренты на западе – AIM, Yahoo! Messenger и MSN Messenger. На территории бывшего СССР популярности достигла только ICQ, где она конкурировала, пожалуй, только с онлайн-чатами и форумами. 

Причина популярности мессенджеров кроется в том, на мой взгляд, что они оказались гораздо более естественным способом коммуникации, чем та же электронная почта. Безусловно, отправить электронной письмо – это удобно и здорово, однако эффективное и быстрое обсуждение каких-либо вопросов с помощью e-mail просто невозможно. Именно мессенджеры позволяли строить диалог между людьми, находящимися за тысячи километров друг друга, так, как будто они сидят за одним столом. Скорость подключения к интернету в то время не позволяла передавать голос и тем более видео, однако буквы на экране тоже прекрасно справлялись со своей задачей. 

И даже когда стало возможным делать видеозвонки, мы все равно не отказываемся именно от текстовых сообщений. Почему? Потому что мессенджеры изменили способ нашего общения раз и навсегда. 

Заходя в мессенджер, мы видим кто сейчас онлайн, с кем можно общаться, а кто сейчас недоступен. Если появилось важное дело, можно отвлечься от мессенджера и возобновить диалог на том месте, где вы остановились. У мессенджеров есть свои правила этикета, стиль и даже сленг. Если в процессе обсуждения какого-то вопроса потребуются дополнительные материалы, можно отправить их непосредственно в диалог или показать необходимую информацию, предоставив демонстрацию своего экрана

Когда общение закончилось, можно перечитать историю разговора и вспомнить какие-то моменты. Или даже написать собеседнику, когда тот не доступен, чтобы он прочитал и ответил на сообщение, когда появится время. Современный этикет это позволяет. 

И еще много-много идей, которые мы сегодня принимаем как должное не существовали еще каких-то 30 лет назад. И если изначально мессенджеры имитировали живой человеческий диалог, то сегодня это самостоятельное средство общения, которое развивается и предлагает людям все новые инструменты для эффективного общения и совместной работы. 

Однако у любого научно-технического прогресса есть и минусы. Например, человеческий вид эволюционно приспособлен к разным видам деятельности, которые точно не включают в себя набор текста на клавиатуре и сидение на стуле в течение восьми часов. И это только вершина айсберга.

Огромное количество людей не умеет вовлекаться в задачу, если не видит перед собой живого собеседника. Для других наоборот – проверка сообщений в многочисленных чатах может превращаться в зависимость, отвлекающую от жизни. Есть люди, которые не могут быстро переключаться между задачами, когда к ним добавляется необходимость отвечать людям в мессенджерах. И еще огромное количество проблем, которых раньше просто не существовало, стали предметом исследования ученых.  

Появились видеозвонки, но и они вызывают проблемы: большинство участников групповых созвонов чувствуют себя изнуренными и не могут приступить к работе. Американские ученые даже провели исследование и выяснили, что это происходит потому, что наша психика просто не может справляться с интенсивным зрительным контактом с таким количеством людей. Это убивает креативность, а пользователям необходимо время на восстановление. 

С другой стороны, помните, каким спасением стали видеозвонки в эпоху Covid-19 и карантина? 

Прогресс мы остановить не сможем, и, конечно, мессенджеры уже прочно заняли свое место в нашей повседневной жизни. Теперь главный вопрос только к нам самим, сможем ли мы найти комфортный способ использования этого инструмента, чтобы не вредить собственной психике –  этот вопрос будет оставаться актуальным еще долгое время. 

Читайте также: 

Поделиться новостью