18:00 / 12 сентября 2024
В вузах отмечают деградацию навыков студентов из-за ИИ - IT Speaker, новости информационных технологий
«СберУниверситет» при поддержке SberDevices провел исследование, в котором с использованием искусственного интеллекта (ИИ) изучил мнения и ожидания преподавателей вузов относительно ключевых трендов в высшем образовании.
Более трети опрошенных преподавателей (34%) отмечают растущее влияние ИИ на образование и административные процессы и неизбежность его внедрения. При этом 47% видят следующие положительные стороны:
Повышение эффективности и автоматизация процессов (92% респондентов отмечают этот фактор);
Персонализация и повышение интерактивности обучения (15%).
В то же время 30% преподавателей отмечают отрицательный характер проникновения ИИ в образование:
Академическая нечестность (54%)
Деградация навыков у студентов (48%)
Проблемы качества контента, сгенерированного ИИ (30%)
Опрошенные преподаватели отмечают, что выявить сгенерированный контент оказывается непросто, и что меры по борьбе с плагиатом по сути носят фиктивный характер, так как система «Антиплагиат» доступна только для проверки выпускных работ, а для регулярных контрольных — нет. Кроме того, в некоторых университетах студенты должны указывать название ИИ, который использовали, однако проверить эту информацию затруднительно.
Рассуждая о трендах на горизонте 3-5 лет, респонденты прогнозируют дальнейший рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и онлайн-коммуникации, рост влияния ИИ на образование и административные процессы, ускорение трансформации педагогических подходов, изменения отношения к учебному процессу и навыков студентов.
«Вузы всегда были и остаются уникальной сущностью: с одной стороны, они воспитывают думающих людей, помогают им сформировать картину мира, с другой — перед ними стоит задача как можно быстрее отдать на рынок труда человека с подходящими компетенциями. Наше исследование показывает, что преподаватели видят растущий разрыв между этими двумя задачами. Возможным решением сглаживания этого разрыва я вижу усиление взаимодействия бизнеса и университетов. Это позволит формировать совместные образовательные программы, стажировки для преподавателей и студентов», — говорит Дмитрий Коваленко, руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом «СберУниверситета».
Эксперты «СберУниверситета» на основе ответов выделили три стратегии адаптации к изменениям:
Активная адаптация (80% респондентов применяют в работе): повышение квалификации через программы допобразования, самообразование и изучение новых технологий, обмен опытом с преподавателями и представителями бизнеса, развитие мягких навыков.
Проактивная адаптация (32%): работа над собственными проектами и продуктами, внедрение новых технологий в работу, адаптация учебных материалов и методик под новые условия и внедрение инструментов повышения мотивации и вовлеченности студентов.
Пассивная адаптация (14%): отслеживание актуальных трендов и новостей отрасли и формальное соответствование требованиям.
Среди направлений, которые изучают преподаватели вузов для адаптации к изменениям в сфере образования, респонденты выделили искусственный интеллект и машинное обучение, языки программирования, Business Intelligence (BI) и цифровые инструменты и ПО (не связанные с BI или программированием) — 65% опрошенных изучают эти направления и темы.
Поделиться новостью
18:00 / 12 сентября 2024
17:45 / 12 сентября 2024
17:30 / 12 сентября 2024
17:15 / 12 сентября 2024
17:30 / 12 сентября 2024
16:30 / 12 сентября 2024
15:30 / 12 сентября 2024
16:20 / 11 сентября 2024