В вузах отмечают деградацию навыков студентов из-за ИИ - IT Speaker, новости информационных технологий

В вузах отмечают деградацию навыков студентов из-за ИИ

Редакция

11:05 / 29 августа 2024

«СберУниверситет» при поддержке SberDevices провел исследование, в котором с использованием искусственного интеллекта (ИИ) изучил мнения и ожидания преподавателей вузов относительно ключевых трендов в высшем образовании. 

Более трети опрошенных преподавателей (34%) отмечают растущее влияние ИИ на образование и административные процессы и неизбежность его внедрения. При этом 47% видят следующие положительные стороны:

  • Повышение эффективности и автоматизация процессов (92% респондентов отмечают этот фактор); 

  • Персонализация и повышение интерактивности обучения (15%). 

В то же время 30% преподавателей отмечают отрицательный характер проникновения ИИ в образование: 

  • Академическая нечестность (54%)

  • Деградация навыков у студентов (48%)

  • Проблемы качества контента, сгенерированного ИИ (30%)

Опрошенные преподаватели отмечают, что выявить сгенерированный контент оказывается непросто, и что меры по борьбе с плагиатом по сути носят фиктивный характер, так как система «Антиплагиат» доступна только для проверки выпускных работ, а для регулярных контрольных — нет. Кроме того, в некоторых университетах студенты должны указывать название ИИ, который использовали, однако проверить эту информацию затруднительно. 

Рассуждая о трендах на горизонте 3-5 лет, респонденты прогнозируют дальнейший рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и онлайн-коммуникации, рост влияния ИИ на образование и административные процессы, ускорение трансформации педагогических подходов, изменения отношения к учебному процессу и навыков студентов. 

«Вузы всегда были и остаются уникальной сущностью: с одной стороны, они воспитывают думающих людей, помогают им сформировать картину мира, с другой — перед ними стоит задача как можно быстрее отдать на рынок труда человека с подходящими компетенциями. Наше исследование показывает, что преподаватели видят растущий разрыв между этими двумя задачами. Возможным решением сглаживания этого разрыва я вижу усиление взаимодействия бизнеса и университетов. Это позволит формировать совместные образовательные программы, стажировки для преподавателей и студентов», — говорит Дмитрий Коваленко, руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом «СберУниверситета». 

Эксперты «СберУниверситета» на основе ответов выделили три стратегии адаптации к изменениям: 

Активная адаптация (80% респондентов применяют в работе): повышение квалификации через программы допобразования, самообразование и изучение новых технологий, обмен опытом с преподавателями и представителями бизнеса, развитие мягких навыков. 

Проактивная адаптация (32%): работа над собственными проектами и продуктами, внедрение новых технологий в работу, адаптация учебных материалов и методик под новые условия и внедрение инструментов повышения мотивации и вовлеченности студентов.

Пассивная адаптация (14%): отслеживание актуальных трендов и новостей отрасли и формальное соответствование требованиям.

Вас может заинтересовать: 

ИИ – враг или друг учителя?

Среди направлений, которые изучают преподаватели вузов для адаптации к изменениям в сфере образования, респонденты выделили искусственный интеллект и машинное обучение, языки программирования, Business Intelligence (BI) и цифровые инструменты и ПО (не связанные с BI или программированием) — 65% опрошенных изучают эти направления и темы. 


Поделиться новостью