Вы не подходите! Как цифровой след влияет на трудоустройство - IT Speaker, новости информационных технологий

Вы не подходите! Как цифровой след влияет на трудоустройство

Наташа Аксенова

13:00 / 18 октября 2023

Ежедневно мы публикуем свои данные в интернете, тем самым подвергая себя репутационным и ИБ-рискам. О том, как уменьшить цифровой след и снизить риски его воздействия на жизнь, рассказал на форуме по кибербезопасности GIS DAYS 2023 руководитель группы тестирования на проникновение «Газинформсервис» Сергей Носков. Редакция IT Speaker посетила мероприятие и узнала рекомендации по одному из направлений области кибербезопасности. 

Фотография unsplash

Каждый человек, пользующийся интернетом в работе и личной жизни, регистрируясь на сайтах и общаясь в соцсетях, покупая онлайн-билеты или публикуя фотографии и видео, может столкнуться не только с ИБ-угрозами в виде утечки данных, но и с репутационными рисками. Цифровой след способны проверить знакомые, преподаватели, злоумышленники и работодатели. При этом важно понимать, что информация в открытых источниках может помешать трудоустройству или стать следствием увольнения. 

Для обозначения методологии сбора информации о человеке по открытым источникам используется термин OSINT (Open source intelligence – разведка по открытым данным). Часто этими методами пользуются журналисты при создании портрета своего героя, сборе доказательств или фактчекинге. Однако инструменты для поиска открытых данных доступны любым пользователям интернета. И каждый из нас может стать объектом OSINT-расследования. 

Ежедневно на интернет-площадках пользователи оставляют миллионы следов – 4,1 млн человек в минуту просматривают видео на YouTube, 46,7 тыс. – публикуют фотографии в Instagram*, 3,4 млн – делают запросы в Google и 204 млн – отправляют e-mail.

Сергей Носков выделяет несколько категорий цифровых следов:

  • Личная информация: паспортные данные, ФИО, дата рождения, адрес, биометрия.

  • История посещений: страниц в браузере, поисковые запросы. 

  • Транзакции: различные финансовые операции в сервисах, включая доставки.

  • Местоположение: информация о GPS, мобильной связи и подключении к общественным точкам Wi-Fi.

Репутация

 Работодатели могут проверять профили соцсетей и общественные публикации, чтобы узнать больше о личности и поведении кандидата. Несоответствие работника профессиональным стандартам или негативные комментарии и посты могут отрицательно сказаться на его репутации. 

Коммуникационные навыки

Онлайн-профили и активность в соцсетях могут дать представление о коммуникативных навыках кандидата. Правильное использование языка, грамотное написание и умение поддерживать продуктивные диалоги могут быть важными факторами при выборе кандидата. 

Противоречивая информация

Работодатели могут проверить соответствие предоставляемой кандидатом информации на действительность. Если в онлайн-профиле и публичных записях присутствует неправдивая информация, то это может вызвать сомнения в честности кандидата. 

Носков отметил, что буквально за 10 минут по номеру телефона о человеке можно узнать:

  • Имя, отчество и первую букву фамилии – при банковском переводе по телефону.

  • Социальные сети, если номер к ним привязан. В этом может помочь сервис PeekYou.

  • Паспортные данные и место проживания – через утечки персональных данных

Помимо анализа профиля кандидата и формирования соответствующих оценок, работодатели используют метод социальной инженерии – манипулирование людьми для совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Метод опирается на понимание психологических характеристик людей. 

Так компания может составить психологический портрет потенциального сотрудника или проверить его на устойчивость к кибератакам. Среди популярных методов такой проверки – отправка фишинговых ссылок или звонки от постороннего лица (например, от правоохранительных органов) с вопросами о конфиденциальных данных. 

Чтобы снизить риски воздействия цифрового кода на трудоустройство, Носков дает следующие рекомендации:

  • Использовать 2FA-аутентификацию (при ее наличии);

  • Периодически обновлять пароли (минимум раз в полгода). При обнаружении информации об утечках данных на одном из сервисов незамедлительно сменить пароль; 

  • Как можно реже выкладывать о себе информацию на различных ресурсах – статьи, комментарии, видео, фотографии и т.п. Если же вы это делаете, то оценивайте риски публикации данной информации; 

  • Предоставить как можно меньше прав приложениям публичных ресурсов (VK, OZON, Instagram* и т.п.). Оставлять лишь те разрешения, которые требуются для его нормального функционирования, – в минимальном объеме. Если вы видите, что приложение использует превышающие минимально допустимые для его функционирования разрешения, используйте веб-версию данного сервиса (при его наличии). 

* Компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России

* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, деятельность которой признана экстремисткой и запрещена на территории России



Поделиться новостью