В РФ появилось приложение для оценки речевого развития детей - IT Speaker, новости информационных технологий

В РФ появилось приложение для оценки речевого развития детей

Редакция

17:00 / 15 августа 2023

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал программу для оценки речевого развития у детей 3-11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК — клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций. Он оценивает понимание и порождение речи на всех уровнях языка и учитывает множество лингвистических, психолингвистических и психометрических параметров, важных для создания таких инструментов. 

В отечественной логопедической традиции сложилась практика проведения диагностики речевых нарушений у русскоязычных детей с помощью разнообразных речевых карт и других качественных методов. При этом качество оценки упирается в мастерство и опыт логопеда, а полученные результаты диагностики сложно передать другим специалистам. 

Для решения этой проблемы и был создан КОРАБЛИК. Кроме научной выверенности, его характерной чертой является то, что он реализован как цифровой инструмент – планшетное приложение, доступное на платформе Android. Все задания предъявляются унифицировано, а результаты анализируются и выводятся автоматически. Ни для русского, ни для других языков мира такого комплексного цифрового решения для оценки речи у детей ранее не существовало. 

КОРАБЛИК представляет собой 12 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание речи на всех уровнях: звуки, слова, предложения и текст. Задания на понимание оцениваются автоматически, а ответы в заданиях на порождение речи записываются приложением. Затем в модуле анализа специалист может их прослушать и оценить. В конце диагностики полученные баллы сравниваются с нормативными значениями. 

Для повсеместного использования инструмента практиками требовалось собрать данные у типично развивающихся детей. Тест прошли около 500 детей с нормальным речевым развитием, и полученная информация легла в основу расчета допустимых нормативных интервалов. После этого понадобилась оценка работоспособности инструмента в группах детей с речевыми нарушениями.

Поделиться новостью