33% россиян сталкивались с банковскими клонами - IT Speaker, новости информационных технологий

33% россиян сталкивались с банковскими клонами

Редакция

10:35 / 03 октября 2023

По результатам исследования ITFB Group, 76% россиян продолжают пользоваться приложениями банков, удаленных из AppStore и Google Play. При этом треть (33%) опрошенных отмечает, что они сталкивались с мошенническими приложениями, а  4% респондентов потеряли деньги.

Фотография freepik

После введения санкций против российских банков и удаления их приложений увеличилось количество их мошеннических клонов, распространяющихся по разным каналам. Респонденты, столкнувшиеся с клонами банковских приложений, рассказали, что мошенники распространяют ссылки через мессенджеры, соцсети и электронную почту (44%), звонят по телефону и убеждают установить «обновленное» приложение банка (35%). В магазинах приложений фейковое ПО встречали 12% опрошенных, еще 9% переходили на фишинговый сайт. 

«Мошеннические клоны максимально похожи на официальные приложения. Например, приложение "В Банк" — фейк ВТБ, TBank App — "Тинькофф". Они используют официальный дизайн бренда, изображения карт. Распространять вредоносное ПО через маркеты смартфонов у мошенников получается не всегда, поэтому они широко используют социальную инженерию и убеждают пользователей установить приложение с помощью соцсетей, мессенджеров, телефонных обзвонов. Так распространяются приложения "Сбер 2.0" и "Поддержка Сбербанка". Этот софт не имеет никакого отношения к банку, за ним прячутся мошеннические программы удаленного доступа к устройству. Визуально клон полностью имитирует официальное приложение. Для того чтобы заметить несоответствие, нужна насмотренность, которой зачастую нет у неопытного пользователя. Поэтому нередко люди узнают о том, что скачали мошенническое ПО уже постфактум, когда деньги потеряны», — рассказывает Никита Бородкин, руководитель отдела iOS-разработки департамента мобильной разработки ITFB Group. 

Россияне продолжают активно пользоваться приложениями банков, даже если они удалены из маркетов. Так, около 40% опрошенных используют софт, установленный до февраля 2022 года. Четверть респондентов сказали, что после введения санкций скачали и установили приложение по ссылке с официального сайта банка, 12% обратились за помощью к сотрудникам банка. У 9% опрошенных официальное приложение банка по-прежнему доступно в маркетах смартфонов, так как банк не под санкциями. Часть россиян (14%) совсем не пользуется банковским мобильным софтом. 

Многие россияне стараются не держать на карте крупную сумму (42%). Каждый пятый опрошенный (22%) хранит на карте все свои деньги, предпочитая устанавливать суточные, недельные или месячные лимиты на снятие наличных или переводы. В этом случае, даже если мошенник завладеет данными карты, он не сможет снять с карты больше суммы лимита. Полностью снимают все деньги 9% опрошенных.

Проблема программ-ловушек в магазинах касается не только банковской сферы. С уходом многих компаний с российского рынка, в магазинах приложений то и дело появляются «русские версии» популярных западных маркетплейсов, сервисов по доставке одежды или брони жилья. В материале IT Speaker об опасностях фейковых приложений руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности» Павла Коростелева отметил, что основные риски, с которыми может столкнуться пользователь при скачивании фейкового продукта – финансовые потери и утечка конфиденциальных данных. Кроме того, вредоносный софт может содержать шпионское ПО, способное отслеживать переписки в мессенджерах, получать доступ к фото и видео, а также включать камеру. Соответственно, вся личная информация может оказаться в руках злоумышленников. Чтобы не попасться на уловки мошенников, опрошенные редакцией эксперты рекомендуют принять несколько мер. Например, изучить, кто размещает приложение в магазине, какой рейтинг у ПО, есть ли отзывы. Кроме того, желательно скачать приложение на официальном сайте компании или банка. 


Поделиться новостью