Сервисы цифровой трансформации: как добиться успешных изменений - IT Speaker, новости информационных технологий

Сервисы цифровой трансформации: как добиться успешных изменений

Юрий Гизатуллин

15:00 / 20 апреля 2023

Юрий Гизатуллин

СЕО Tiqum, основатель и партнер ряда стартапов

По статистике, около 70% проектов цифровой трансформации не достигают своих целей. Причем неудачи терпят даже лидеры рынков — устойчивые компании, нередко с поддержкой инвесторов за плечами. И, на мой взгляд, одна из главных причин — непонимание самой сути процесса.

Пандемия дала мощный стимул для перехода компаний в цифру. И хотя в прошлом году из-за кризиса затраты организаций на технологии снизились не менее чем на 26%, по предварительным оценкам исследовательского центра ВШЭ, большинство российских компаний так или иначе продолжает заниматься реализацией цифровых инициатив. Однако многие из них до сих пор путают цифровую трансформацию с цифровизацией. Давайте разберемся.

Под цифровизацией понимается внедрение в бизнесе любых цифровых инструментов, будь то облачные хранилища или искусственный интеллект. Это очень важный процесс — именно цифровизация является основой для цифровой трансформации бизнеса, но не эквивалентна ей.

Дело в том, что цифровая трансформация подразумевает под собой более глубинные изменения на всех уровнях компании: в бизнес-модели, конкретных процессах, культуре, взаимоотношениях с партнерами и клиентами. Формируется буквально новая философия бизнеса. Поэтому если компания использует даже самые передовые ИТ-инструменты, такие как машинное обучение и нейросети, но при этом продолжает работать по устаревшим лекалам — нельзя сказать, что она прошла путь цифровой трансформации.

Более того, такой подход, вероятно, приведет к тому, что потенциал цифровых инициатив будет реализован не полностью. Одно дело — когда изменения происходят лишь на технологическом уровне, и совсем другое — когда они приводят к формированию новых стратегий ведения бизнеса и дополнительной пользы для клиентов. Лучше всего это понимают финансовые и ритейл-компании, которые используют ИТ-инструменты для пересмотра взаимоотношений с клиентами — именно они первыми начали строить цифровые экосистемы, в которых технологии становятся не помощниками бизнеса, а его ядром. Возьмите, к примеру, X5 Retail Group, которая использует Big Data и машинное обучение для управления ассортиментом, прогнозирования спроса на товары, улучшения программ лояльности и многих других задач.

Цифровая трансформация более масштабна — а значит, сложнее в реализации. Именно поэтому большинство проектов не достигают поставленных целей. На мой взгляд, для успешной цифровой трансформации важно наличие трех компонентов.

unsplash

Изменение бизнес-модели организации

Использование цифровых инструментов позволяет искать новые источники создания ценности внутри бизнес-модели, чтобы повысить ее эффективность и прибыльность. Разберем на примере ритейла.

В конце прошлого века появились штрих-коды, и розничные компании получили доступ к огромным массивам данных о товарах и продажах. Данные копились, обогащались — со временем стал возможен обмен ими между магазинами и поставщиками. Позже, с появлением мобильных устройств, ритейлерам стала доступна информация и о клиентах.

Но все эти терабайты ценнейших сведений были бы абсолютно бесполезны, если бы розничные сети не использовали их для трансформации бизнеса. Не было бы Amazon или Walmart, «Яндекс.Еды» и «Самоката». Сейчас весь бизнес ритейла построен на цифровых технологиях — даже расстановка товаров на полках нередко контролируется нейросетями. Это отличный пример того, как технологии меняют бизнес-модели и подходы к ведению бизнеса.

unsplash

Создание цифровых активов

Не менее важно создавать в компании технологическую основу для цифровой трансформации — сервисы, которые помогут приблизиться к поставленным бизнес-целям и увеличивать капитализацию компании. Сервисы могут быть абсолютно разными: от классических ИТ-решений, таких как ERP или CRM, до уникальных разработок.

Так, в свое время мы приняли участие в цифровой трансформации девелоперской компании «Самолет», разработав платформу для управления франшизой и мобильное приложение для «полевых» сотрудников «Самолет Плюс».

Сфера недвижимости достаточно специфична, и готовые коробочные решения обычно не подходят для решения задач девелоперских компаний. Поэтому «Самолет» начала инвестировать в собственные технологические продукты — и к концу 2023 года рассчитывает достичь экономического эффекта в 35 млрд рублей от цифровой трансформации.

unsplash

Формирование цифровой культуры

Работа с сотрудниками — один из ключевых этапов цифровой трансформации. Именно они могут привести проект как к успеху, так и к провалу — например, саботируя нововведения. К примеру, когда агрокомпании только начинали использовать системы видеонаблюдения в полях, работники нередко вырывали из земли и ломали дорогостоящие камеры. Саботаж может быть и менее очевидным — а оттого более опасным: так, сотрудники могут вводить в систему неправильные данные или подтасовывать результаты.

Сопротивление чаще всего вызвано их опасением, что из-за нехватки технических навыков они могут потерять рабочие места. А еще — страхом перед изменениями. Поэтому важно вести открытый диалог с командой: объяснять, какие цифровые инициативы будут реализованы и как это скажется на повседневном труде сотрудников, обучать их работе с новыми инструментами. Также необходимо вовлекать команду в процесс изменений, например, предлагая открыто высказать свои идеи в области цифровой трансформации и реализуя лучшие из них. Сотрудники, заинтересованные в цифровых преобразованиях, могут стать амбассадорами цифровой трансформации в компании и стимулировать изменения «снизу».

***
Таким образом, цифровая трансформация бизнеса представляет собой сложный, комплексный проект, который влечет за собой изменения на различных уровнях бизнеса. Именно из-за непонимания этой идеи большинство инициатив проваливается. Для того чтобы проект завершился успехом, необходимо подойти к нему комплексно: с эволюции бизнес-модели, формирования технологической основы для трансформации и развития цифровой культуры.

Поделиться новостью