Поворот не туда. Последствия ошибок навигаторов - IT Speaker, новости информационных технологий

Поворот не туда. Последствия ошибок навигаторов

Наташа Аксенова

13:00 / 06 сентября 2023

Фотография freepik

На днях стало известно, что российский ученый погиб в Альпах – приложение для хайкинга вывело его на нехоженый маршрут, после чего физик упал в пропасть. Это далеко не первый случай, когда навигаторы сбивали пользователей с пути и приводили в западню. IT Speaker узнал у экспертов в области ИТ, на ком лежит ответственность за ошибки в работе навигаторов, и возможно ли их избежать.

Вряд ли найдется хоть одно приложение, которое всегда работает корректно. Люди постоянно сталкиваются с багами в работе сервисов – то массово сбоит мессенджер, то не работают те или иные функции платформы, то вылетает или зависает ПО. Не все ошибки можно назвать безопасными и предсказуемыми. Например, баги в соцсетях могут привести к убыткам бизнеса. Но некоторые ошибки приводят к действительно тотальным последствиям. 

Пожалуй, среди наиболее опасных для жизни и здоровья человека сервисов можно выделить навигаторы. Ими пользуются буквально все и везде – онлайн и офлайн, в командировке и путешествии, на прогулке или в автомобильное поездке, в открытом море и в полете, в горах и на лесных тропах, на тренировке или по пути в бар. Однако вместе с расширением областей использования навигаторов растет и количество последствий из-за ошибок внутри приложений с системой GPS.

Так, в марте 2016 года из-за неточностей в картах Google Maps под Ялтой погиб чемпион России по лакроссу. Николай Ефимов заблудился на Боткинской тропе в сумерках, а навигатор показал ему тропу, которой просто не было – вместо нее оказались сплошные обрывы. В один из них спортсмен и упал.

Годом ранее сотрудница турагентства погибла в Бразилии из-за того, что мобильное приложение Waze GPS привело ее с мужем вместо туристического района Нитерой в трущобы с похожим названием. Фавелы контролируются вооруженными бандами. Когда пара приехала на улицу, которую им указал навигатор, неизвестные открыли стрельбу. В машину попало 20 пуль, выжил лишь муж погибшей. 

Зачастую фатальные ошибки навигаторов случаются в условиях плохой погоды. Так, в ноябре 2020 года Google Maps вывел двух молодых людей, перегонявших машину в Магадан, на заброшенную дорогу в Якутии – один из парней замерз насмерть при 57-градусном морозе. 

Похожий случай произошел в ноябре 2021 года, когда красноярец два дня пробыл в тайге, куда его также привел навигатор. Дорогу замело снегом, машина застряла. К счастью, мужчина выжил, спустя двое суток его нашли поисковики. 

Весной этого года автомобиль утонул на затопленной во время паводка дороге в Новгородской области. Водитель легковушки с пассажирами заехал на затопленный участок дороги, доверившись навигатору. Всем, кто находился в салоне, включая двоих детей, пришлось перебраться на крышу и ждать спасателей. Никто не пострадал. 

И это лишь малая доля происшествий после сбоев навигаторов. От ошибок в GPS-системах страдают сервисы курьерских доставок и такси. Не исключением становятся и ДТП на дорогах и даже авиаинциденты.

Ошибки и безответственность


Прежде, чем разбираться с возможными причинами ошибок навигаторов и искать ответственных за их последствия, глава ИТ-отдела Havas Worldwide Александр Злобин поможет разобраться со схемой работы сервисов для прокладывания маршрутов. 

Специалист рассказал, что навигационное оборудование делится на аппаратную и программную составляющие. Первая из них в современных навигаторах обычно представляет собой микросхему, обрабатывающую сигналы различных систем навигации – GPS, Galileo, ГЛОНАСС и другие. В профессиональных устройствах, для которых важна высокая скорость и точность определения координат, приемник может быть более чувствительным, иметь много каналов. Это позволяет «видеть» больше спутников, увеличивает точность и скорость определения координат. 

Любой аппаратный приемник выдает программе координату точки в пространстве – широту, долготу и высоту. Соответственно, чем лучше приемник, тем точнее и быстрее он выдаст координаты точки. Но без привязки к карте эта информация нам ничего не дает, поэтому здесь возникает вторая необходимая для работы навигатора часть – программная.

Именно она строит маршруты и обрабатывает поступившие геоданные. Программа может работать с различными поставщиками карт, и имеет ряд алгоритмов построения маршрутов по ним. 

Злобин пояснил, что с общим пониманием схемы работы навигаторов, можно выяснить, на каком этапе в нем возникла ошибка:

– На этапе определения координат аппаратным приемником ошибка может быть связана как с естественными факторами приема – число видимых спутников, мощность сигнала (зависит от погодных условий и ландшафта) – так и с помехами.

– Кроме того, многое зависит от точности и актуальности карт. Для некоторых районов данные могут меняться зависимости от сезона, погодных условий (оползни, землетрясения, и другие явления) – и по искусственным причинам (например, стройка магистрали). 

– Для уточнения карт могут использоваться «слои», которые учитывают различные нюансы местности. Например, линии электропередач, трубопроводов, карты растений и грибов, радиационные карты. Многие ресурсы позволяют создать собственные слои или же самостоятельно редактировать карты.

Однако даже при использовании высокочувствительной аппаратуры, актуальных карт и слоев, ошибки можно лишь минимизировать, но полностью устранить их не удастся. 

Среди основных причин неверного определения местоположения и прокладывания маршрута в приложениях генеральный директор Pro Control Станислав Сидоров выделяет:

– Недостаточное покрытие. В горных или удаленных районах может отсутствовать стабильный сигнал GPS/Глонасс, что усложняет точное определение местоположения.

– Устаревшие или неточные данные карт. 

– Ошибки в алгоритмах, на основе которых работают приложения для планирования маршрутов. 

– Недостаточный уровень чувствительности к текущим погодным изменениям.

Надежная подстраховка 


Как отметил операционный директор компании Media Pro Илья Самсонов, в России нет единого закона или правила, которое бы обязывало разработчиков приложений предупреждать пользователей о возможных неточностях в навигации. Однако законодательство в сфере защиты прав потребителей может регулировать вопросы качества продукции и информации, предоставляемой потребителям.

Если ошибка в приложении для планирования маршрута привела к серьезному инциденту, пострадавший пользователь, конечно, может обратиться в суд с требованием о компенсации. Однако найти ответственных за негативные последствия от использования навигаторов практически невозможно, особенно в условиях, при которых плохо ловит сеть, или маршрут проходит через с местность с непредсказуемыми погодными условиями. 

В любых поездке или походе люди должны полагаться на себя, просчитывая возможные риски и готовиться к внеплановым ситуациям – брать с собой теплые вещи, запас еды и воды, спутниковый телефон и запасные колеса. 

Сидоров из Pro Control рекомендует пользователям, которые планируют отправиться по неизвестному маршруту или в дальний поход, всегда иметь с собой бумажную карту и компас как резервные варианты. Перед отправлением изучить маршрут и основные ориентиры. Не полагаться исключительно на технологии, использовать свои навыки и интуицию. Проверять отзывы и рейтинги приложений перед использованием.

Среди наиболее популярных и надежных приложений-навигаторов специалист выделил следующие: 

– AllTrails – содержит тысячи маршрутов с отзывами и фотографиями от пользователей.

– Gaia GPS – предоставляет детализированные карты для пеших, велосипедных прогулок и других видов активного отдыха.

– Komoot – планировщик маршрутов с учетом типа местности и активности.

Илья Самсонов из Media Pro отметил, что для минимизации рисков при работе с навигационными приложениями, разработчики могут регулярно обновлять данные карт, проводить тестирования, совершенствовать алгоритмы и предупреждать пользователей о возможных неточностях. 

Александр Злобин из Havas Worldwide в свою очередь рекомендует людям при любых обстоятельствах быть осторожными, особенно на неизвестных маршрутах, и не полагаться слепо на навигацию. Ведь он – лишь помощник. 

Поделиться новостью