Половина банков РФ внедряют генеративный ИИ - IT Speaker, новости информационных технологий

Половина банков РФ внедряют генеративный ИИ

Редакция

13:15 / 12 сентября 2025

Согласно исследованию компании «Рексофт», посвященному использованию генеративного искусственного интеллекта в банковской сфере, почти половина российских финансовых организаций – 48% – уже приступили к внедрению ИИ-решений. Однако в большинстве случаев эффект от их применения сводится преимущественно к сокращению фонда оплаты труда и пока слабо влияет на рост выручки. Об этом рассказали IT Speaker в пресс-службе.

Фотография freepik

Специалисты отмечают, что 70% неудач в реализации ИИ-проектов связаны не с техническими ограничениями, а с фундаментальной неготовностью компаний к изменениям и восприятием ИИ исключительно как ИТ-инструмента. В перспективе 2-5 лет грамотное внедрение искусственного интеллекта способно увеличить прибыль банка в полтора раза. Базовый потенциал технологии для отрасли оценивается в 385 млрд рублей, а при переходе на стратегию AI-first – до 1,9 трлн рублей. При этом аналитики уточняют, что речь идет не о чистом приросте, а о сумме, которая может быть частично замещена из традиционных источников дохода.

Ключевыми факторами успешной трансформации являются включение ИИ в стратегические цели банка, выбор процессов с максимальным потенциалом автоматизации, активное использование генеративного ИИ и комплексная перестройка операционной модели, включая развитие компетенций, архитектуры и управления данными.

На фоне снижения прибыльности сектора – на 14% в 2025 году – и растущей мобильности клиентов искусственный интеллект становится критически важным конкурентным преимуществом. Новые игроки, строящие свои модели с нуля на основе ИИ, без устаревших систем, меняют правила рынка, смещая конкуренцию в сторону фундаментального преобразования операционных процессов.

«Лидерам отрасли, уже разрабатывающим собственные ИИ-платформы, взгляд "сверху вниз" на организацию поможет систематизировать трансформацию и создать базу для внедрения технологий. Средним же игрокам не стоит вступать в гонку разработок – для них оптимальным путем станет трансформация с участием внешнего технологического партнера, который предоставит экспертизу, подберет готовые решения и запустит необходимые изменения», – отметил директор департамента «Банки и финансы» «Рексофт» Алексей Лебедев.

Экономический эффект сильно зависит от глубины внедрения: точечные проекты могут дать до 11% роста прибыли, тогда как комплексная трансформация – до 53%. Например, во фронт-офисе чат-боты приносят в среднем лишь 1,2%, а полная перестройка процессов – до 20%. В мидл-офисе потенциал оценивается в 19%, в бэк-офисе и ИТ – до 13%.

Основными проблемами остаются ограниченный характер внедрения и фокус на технологиях вместо изменения процессов, что ведет к стагнации и скептицизму в отношении ИИ. Для успеха необходим комплексный подход, включающий интеграцию ИИ в стратегию, трансформацию операционной модели, развитие ИТ-ландшафта и обучение сотрудников.

«Необходимо сформировать план трансформации операционной модели, который станет основой ИИ-стратегии. Вначале изменениями управляет офис трансформации, а в дальнейшем ответственность за развитие ИИ-решений переходит к бизнес-функциям, тогда как центр компетенций ИИ фокусируется на развитии платформ, инструментов и гармонизации архитектуры. Трансформация операционной модели может занять у банков от 2 до 5 лет в зависимости от текущего уровня использования ИИ, зрелости процессов и технологий. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными в будущем, начинать переход к AI-first strategy банкам нужно уже сейчас», – директор практики «Стратегия» «Рексофт Консалтинг» Александр Чугунов.

Ранее Министерство финансов РФ и «Сбербанк» подписали соглашение, направленное на сотрудничество в сфере искусственного интеллекта для усовершенствования бюджетного процесса.

Вас может заинтересовать: 

Греф: ИИ не заменит людей в «Сбербанке»

Поделиться новостью