Карета стала тыквой. Отключение автодилеров от ПО - IT Speaker, новости информационных технологий

Карета стала тыквой. Отключение автодилеров от ПО

Наташа Аксенова

11:00 / 29 августа 2023

Фотография freepik

На днях немецкие автоконцерны BMW, Audi и Mercedes-Benz отключили российских дилеров от заводского программного обеспечения. Теперь владельцам не доступна история техобслуживания и обновления элементов. Отсутствие официального ПО может увеличить сроки, стоимость ремонта и обслуживания, а также создать проблемы с прошивкой софта. IT Speaker узнал у экспертов автосферы о последствиях блокировок и возможных путях их обхода. 

С введением санкций и уходом иностранных автобрендов из западные автопроизводители стали ограничивать функционал своих мобильных приложений для российских пользователей. В 2022 году собственники Skoda, Nissan, Kia, Renault и других зарубежных марок машин столкнулись с перебоями в работе онлайн-сервисов. 

С помощью таких приложений водители могут дистанционно заводить двигатель, парковать машину, включать обогрев сидений, кондиционер, открывать и закрывать двери, контролировать уровень топлива, обновлять ПО и управлять другими фирменными функциями прямо со смартфона. Также подобные системы помогают следить за техническим состоянием автомобиля, проводить онлайн-диагностику, напоминают о ТО и позволяют пользоваться официальной техподдержкой.

Однако в январе текущего года ограничения работы онлайн-сервисов начали превращаться в полные блокировки. Это официально подтвердили представители Skoda, Infiniti, Porsche, Nissan, Land Rover и Jaguar. 

В апреле владельцы «мерседесов» получили официальное письмо с информацией о том, онлайн-сервис Mercedes me connect прекратит работу в России. Тогда же прекратил работу сайт и кнопка Me для звонка в колл-центр.

За отключениями мобильных приложений автогигантов последовали и блокировки ИТ-систем. 14 августа 2023 года стало известно, что концерн Mercedes-Benz полностью отключил российских дилеров от своего программного обеспечения. Вслед за ним об ограничении доступа к своему ПО объявили другие немецкие бренды – BMW и Audi (входит в Volkswagen). 

На днях Audi подтвердил отключение своих ИТ-систем у дилеров в России. Это связано с санкциями Евросоюза и продажей в мае 2023 активов российскому инвестору – компании «Арт-Финанс», входящей в структуру автохолдинга «Авилон».

Кроме того, в России официально не работают приложение myAudi и сервис электронной почты AudiConnect.

На текущий момент для собственников «бмв» все еще доступно приложение BMW ConnectedDrive, однако эксперты предупреждают о скором ограничении его функционала. 

Закрутили гайки

Проблемы с блокировкой ПО коснутся в первую очередь владельцев премиальных, люксовых и новых автомобилей. Как пояснил технический директор сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов, у официальных дилеров будет ограничен доступ к информации по ремонту таких машин, им будет сложнее диагностировать некоторые узлы авто. При этом в меньшей степени проблема коснется автомобилей с пробегом. 

По его словам, большинство мануалов (краткое руководство, инструкции) по ремонту и каталогов запчастей уже есть в доступе на специализированных ресурсах, а также у дилеров.

Поэтому специалист считает, что цены на обслуживание данных марок могут вырасти, но сроки ремонта изменятся не сильно, так как новые каналы поставки ходовых запчастей уже налажены. 

«В целом, российский автомобильный рынок уже научился существовать в условиях различных ограничений и запретов. У крупных дилеров есть возможность получать информацию из Европы по собственным альтернативным каналам. Новые решения и в случае необходимого ПО наверняка будут найдены», – рассуждает Рузанов. 

Кроме того, в условиях отключения от ПО немецких автоконцернов невозможно заполнять электронные гарантийные книжки. Однако эксперт утверждает, что эта проблема не отразится процессе ремонта автомобилей внутри страны. Сложности могут возникнуть за границей, где в гарантийном ремонте может быть отказано владельцу автомобиля без отметок в книжке о прошедших ТО. 

По словам руководителя автосервиса FIT SERVICE Александра Гомана, проблема отключения ПО в первую очередь затронет диагностическое оборудование. Новые подходы потребуются и к ремонту какого-либо узла. Раньше официальные дилеры могли подключиться к программе и получить обратную связь от техподдержки автоконцерна, теперь же им придется полагаться на собственный опыт и знания, а также искать новые решения. 

Он подчеркнул, что другие автосервисы (неофициальные) и раньше работали с немецкими марками без прямой связи с автоконцернами – на своем ПО, используя свои навыки и оборудование.

Рассуждая о вопросе сложностей в обновлении элементов немецких автомобилей, Гоман пояснил, что по большей части проблемы коснутся функций мультимедиа и навигации, а также конкретных электронных блоков, связанных с «мозгами» машины, которым требуется программирование. 

«Например, при кузовном ремонте после ДТП часто требуется замена электронных компонентов. Установить их полноценно не получится без ПО», – объяснил глава автосервиса. 

Отключение ПО может грозить проблемами с сигнализацией и кодированием ключей от машины. Пока никто не научился программировать их дубликаты. 

Эксперт также рассказал, что ПО автоконцерна было необходимо дилерам для сброса межсервисных интервалов (временные промежутки между проведением работ по техническому обслуживанию автомобиля – прим. IT Speaker), развода колодок. Простыми словами, если владелец заменил колодки, то машина просила программно прописать эту процедуру. Однако, по словам Гомана, это может делать не только дилер, но и сертифицированный сервис.

При этом собеседник IT Speaker считает, что отключение ПО существенно не отразится на расходах владельцев современных автомобилей, а также на их безопасности по части управляемости и риска взлома.

«Что касается диагностики автомобиля, а также обслуживания электроники, то профессионалы данной сферы уже лет 20 – с момента выхода первого «Форсажа» – умеют это делать не хуже дилеров. У профильных сервисов есть свое ПО, свои мультисканеры, которые могут даже превосходить возможности дилерского обслуживания», – добавил Гоман.

Он рассказал, что у владельцев автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, есть возможность ездить за обновлениями в Казахстан или использовать «взломанные» версии ПО. Дилеры в свою очередь находят обходные пути для обновления, пользуясь зарубежным ПО или производя обновления через VPN. 

Еще один важный минус для автовладельцев – отсутствие оперативной связи с техподдержкой автопроизводителя. Если у автобренда проходит отзывная или сервисная компания (проверки для выявления и устранения возможного отклонения в работе какой-либо системы автомобиля), то у владельцев авто информация высвечивается на мониторе.«Недавний пример из практики – была отзывная кампания BMW по клапану вентиляции картерных газов, отвечающему за систему охлаждения. Владельцам пришло сообщение на мультимедиа: «Обратитесь на сертифицированную станцию, где устранят неполадки». Такие письма приходить больше не будут. Владельцам придется ждать поломки, или дилеры будут вручную обзванивать клиентов», – делится Александр Гоман. 


Гарантия качества

Как сообщили IT Speaker в пресс-службе дистрибьютора Mercedes-Benz «МБ РУС», компания продолжает выполнять гарантийные обязательства и осуществлять послепродажное обслуживание автомобилей Mercedes-Benz на всей территории России. По словам ее представителей, используя накопленные опыт, знания и базы данных, компания и партнеры розничной сети центров продаж и сервиса постоянно совершенствуют уровень сервиса для оказания услуг, что позволяет в значительной мере заменить системы производителя в процессах ремонта и обслуживания автомобилей. 

В ГК «Автодом» сообщили, что все их сервисные центры Audi и BMW работают без перебоев. По словам представителей PR-службы, для диагностики и обслуживания автомобилей доступны все необходимые онлайн-приложения, в дилерских центрах налажены собственные каналы для получения доступа к сервисам диагностики автомобилей и подбора запчастей. Гарантийный ремонт автомобилей проводится без каких-либо ограничений благодаря альтернативным каналам, которые позволяют дилерам получать практически полный доступ к оригинальному программному обеспечению. 

Среди нюансов, которые отмечают в работе сервисов специалисты, – некоторые задержки с обновлением отдельных программ и недоступность электронной сервисной книжки.

При этом управляющий директор бренда Audi ГК «Автодом» Алексей Кирдяшов отметил, что их сервисные центры предлагают восстановить историю обслуживания автомобиля по прошлым заказ-нарядам и пройденным ТО. 

Директор по послепродажному обслуживанию ГК «Автодом» Сергей Плетнев в свою очередь сообщил, что клиенты могут пройти все необходимое сервисное обслуживание автомобилей BMW в дилерских центрах холдинга. 

«Мы готовы к любым сценариям, поэтому у нас в запасе, безусловно, имеются дополнительные резервные каналы доступа к оригинальному программному обеспечению для диагностики и обслуживания автомобилей BMW. Данное ПО позволяет оперативно обнаружить и устранить любую причину поломки, поэтому сроки ремонта в наших сервисных центрах остаются по-прежнему максимально короткими», – успокаивает владельцев автомобилей немецких брендов Плетнев. 

Так, представители ГК «Автодом» уверены, что ситуация с ограничением работы сервисных приложений никак не повлияла на клиентов и обслуживание их автомобилей. 

Поделиться новостью