Фотография freepik
Зарубежные приложения друг за другом попадают под запрет или уходят с российского рынка. Одно из недавних громких событий – прекращение работы популярного дейтинг-сервиса Tinder. Однако отечественные разработчики не спят – в медиа регулярно появляются сообщения о появлении аналогов ушедших сервисов и приложений. И все же лишь малая часть из них находит свою пользовательскую аудиторию. Чаще всего после многообещающего старта новички почти сразу уходят за кулисы и закрываются. Эксперты поделились с редакцией IT Speaker рекомендациями по разработке перспективных приложений и сервисов.
Пародия или неповторимый оригинал
Еще в 2019-2021 годах Tinder входил в тройку лидеров России по числу уникальных пользователей и тратам среди сервисов знакомств. Приложение ежемесячно посещали более 2,2 млн пользователей.
Но в 2022 году российский рынок покинул популярный сервис знакомств Badoo, и теперь россияне могут пользоваться приложений только с vpn и оплачивать покупки в приложении сторонними сервисами. Tinder принял окончательное решение об уходе из России весной 2023, и количество ежемесячных посещений приложения в России упало в два раза и составляло около 1,2 млн пользователей.
И все-таки говорить о примерах успеха или неудач сферы онлайн-знакомств преждевременно. Рынок дейтинговых сервисов не пустовал, часть пользователей просто мигрировала на другие платформы. Еще год назад аналитики отмечали рост пользователей российских платформ Mamba (+10%), Pure (+59%) и Love Planet (+40%). Разработку полноценной замены Tinder анонсировал VK, который недавно представил бета-версию приложения для пользователей Android.
Однако не во всех сферах диджитал-импортозамещения все также гладко. После частичного или полного ухода западных сервисов заявления о разработках приложений-аналогов все чаще стали появляться в СМИ. Но большинство из суррогатов к сегодняшнему дню либо закрылись, либо не нашли свою аудиторию.
После блокировки Instagram (входит в Meta, признана экстремистской и запрещена в РФ) отечественные разработчики начали буквально штамповать альтернативные соцсети. В 2022 году в магазинах приложений появились такие аналоги, как Now, Fiesta, Limbiko (переименовано в Rekee), Online, Potok. Среди прочего были Zombler и Shutter, но сейчас найти их ни в Google Play, ни в App Store не удается. Большинство альтернатив напоминают популярную соцсеть лишь дизайном и кажутся «сырыми» – пользователи жалуются на неработающие хештеги, отсутствие функции загрузки видео или медленную скорость.
Одна из самых скандальных попыток замены популярной платформы – создание «Россграма». Основатели обещали запустить его еще весной 2022 года, однако постоянно переносили сроки. В то же время владельцы приложения обещали инвесторам прибыль в размере 950% за три года, и продавали бронь на никнеймы, стоимость которых доходила до 100 тысяч рублей. Приложение стало доступно для пользователей iOS и Android только в июне текущего года.
Среди аналогов запрещенного Instagram выстрелила троллинговая соцсеть «Грустнограм»: в первые дни работы платформа для поиска грустных соотечественников перешагнула отметку пользователей в 100 тысяч человек.
Как грибы на рынке онлайн-приложений начали появляться и новые мессенджеры. В списке рекомендуемых Минцифры аналогов оказались Yappy, «ТамТам», TenChat, Frisbee. В перечне также было приложение ЯRUS, но на днях и этот проект прекратил работу, а основатели заявили о поиске новых инвесторов.
Перечислять попытки замены западных соцсетей можно бесконечно, однако лишь единицы из них смогли приобрести хорошую репутацию и нашли свою аудиторию.
Причины неудач
Безусловно, успех мобильного приложения зависит от многих факторов. Гендиректор Pro Control Станислав Сидоров выделил несколько причин, из-за которых ряд отечественных приложений-аналогов так и не смог обрести популярность у россиян.
Во-первых, создатели продуктов не включают в них уникальную технологическую составляющую, пытаются повторить содержание оригинала, но не дотягивают до него. ИТ-специалист считает, что такая разработка работает медленнее оригинала и содержит лишь половину его функций.
Во-вторых, – дизайн и UX. Пользовательский опыт имеет важное значение. Поэтому приложение должно быть легким в использовании и интуитивно понятным. Оно может иметь элементы знакомого интерфейса, но обязательно должно содержать интересные отличия.
Также большую роль в успехе нового проекта играет грамотные маркетинг и PR. Стартапы иногда экономят на маркетинговой стратегии или реализовывают ее некачественно, из-за чего пользовательская база может равняться нулю.
Другая важная составляющая – оригинальная идея. «Если аналог просто повторяет функционал уже существующих сервисов, то пользователь, скорее, будет искать варианты обхода ограничений (например, через VPN) и продолжать пользоваться оригиналом», – рассуждает эксперт.
Иногда успеху проекта мешает агрессивная монетизация. Стоимость подписки может не соответствовать финансовым возможностям и ожиданиям аудитории. Или приложение может быть перегружено рекламой.
И наконец – безопасность и конфиденциальность. По словам спикера, для многих потребителей, особенно социальных сетей и мессенджеров, критически важно быть уверенными в надежной защите своих данных от утечки.
Среди других причин, негативно сказывающихся на функционировании новинки, бизнес-эксперт компании Outlines Tech Александра Синявина выделила нехватку бюджета и времени, которые негативно сказываются как на инструментах продвижения новой программы, так и на наличии (а скорее отсутствии) оригинальных функций. Синявина уверена, что для достижения успеха необходимо отслеживать пользовательский опыт, учитывать тренды рынка, а также делать путь включения клиента максимально понятным и интересным.
К трендам, которые находят отклик у российской аудитории, эксперт относит геймификацию и персонализированный подход: от настройки цветовой гаммы функционала до чат-ботов на основе ML (машинного обучения).
Как отметила бизнес-аналитик Ирина Тучинская, сколько бы денег и компетенций ни вложили в новый продукт, он не сможет конкурировать по уровню зрелости с ИТ-решениями, которые на рынке существуют и совершенствуются годами. По ее словам, пользователям достаточно тяжело навязать новый опыт, они не готовы ломать свои привычки и тратить время на изучение незнакомого продукта. Люди не готовы переходить на более дорогие аналоги, не получая взамен ничего нового и полезного.
«За каждым сильным решением стоит сильная команда и налаженная проектная работа. А достичь устойчивой синергии, сплотившись ради продукта, удается далеко не сразу. И от этого первые версии нового решения могут быть далеки от желаемого качества», – рассуждает эксперт.
Еще один важный аспект, по мнению бизнес-аналитика, — это интеграция с другими приложениями, особенно если речь идет об ИТ-решении для бизнеса.
Для многих пользователей, которые вынуждены перейти на новый ИТ-инструмент, становится актуальным и вопрос переноса данных. Если разработчики нового решения не предусмотрели такую возможность или сделали ее слишком сложной, это может сильно сократить их шансы стать востребованными.
Как отметил маркетолог сервиса Admin24 – Service Desk Кирилл Савин, миграция большого объема данных из других сервисов – главная сложность при импортозамещении. По его словам, далеко не во всех программах предусмотрены инструменты для корректного переноса информации, поэтому часто клиентам проще найти способ использования иностранного ПО в обход санкций, чем переходить на российское. Как показывает практика, многие пользователи покупают лицензии заграничных сервисов, используя иностранную карту, открывают офисы в других странах.
«Простого переноса данных часто бывает недостаточно. Возникает другая сложность – необходимость подключения различных интеграций. Пользователи привыкли, когда данные попадают в систему автоматически из других сервисов, которые пока не удалось заменить отечественными аналогами: в основном из соцсетей и мессенджеров», – объясняет Савин.
Полезные рекомендации
Перед разработкой мобильного приложения руководитель отдела по управлению проектами iD EAST Андрей Кучугурин рекомендует тщательно исследовать рынок на наличие аналогов проекта, понять нишу приложения и ее финансовые пределы. Также он советует провести анализ целевой аудитории и уделить особое внимание маркетинговой модели на старте проекта.
«Важно иметь понятную схему монетизации. <...> Вам потребуются средства на дальнейшее развитие проекта. Хотя альтруизм важен, не забывайте о финансовой устойчивости и возможности получить прибыль», – говорит специалист.
Как отметил основатель рекламного агенства Oganov.Digital Максим Оганов, продвижение приложения отличается от обычной рекламы тем, что нужно постоянно работать над вовлечением. Можно использовать in-app трафик (показ рекламы в приложении), реферальную программу (продвигать продукт через рекомендации), запустить рекламу в Яндексе или таргетинг в соцсетях, делать посевы в Telegram или заказывать рекламу у блогеров. Еще один способ – создать сайт и наполнять его контентом для продвижения по SEO, писать статьи и обзоры.
Руководитель практики компьютерных игр юридической компании «Центральный округ» Николай Андреев поделился с IT Speaker советами для успешного вывода и дальнейшего функционирования на российском рынке нового приложения.
По его словам, большинство цифровых проектов запускаются для того, чтобы привлечь инвестиции или в конечном итоге продать проект. Поэтому с самого начала важно подобрать подходящую организационно-правовую форму – тот вид юридического лица, на который будет оформлено приложение или соцсеть. За ИП проще закрепить проект, так как у такой формы меньше бухгалтерской и налоговой отчетности. Однако инвесторы предпочитают приобретать долю в юрлице, поэтому для работы с ними потребуется создать ООО.
Во-вторых, важно закрепить исключительные права на собственность, чтобы исключить претензии разработчиков о правах. Андреев подчеркнул, что этот процесс может отличаться в зависимости от того, кто непосредственно разрабатывал приложение или соцсеть: подрядчики, штатные сотрудники или сам фаундер.
Для подрядчиков потребуется подписать договор подряда или авторского заказа, акт сдачи-приемки прав на ПО и другие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в приложение. Также потребуется предусмотреть отдельную плату за отчуждение исключительных прав.
Если проект делает команда, то потребуется оформить служебное задание на разработку, закрепить в должностных инструкциях и трудовых договорах обязанности по созданию результатов интеллектуальной деятельности, оформить акт на отчуждение прав на служебное произведение.
Если фаундер сам является создателем социальной сети, то нужно оформить отчуждение исключительных прав в пользу созданного им юридического лица.
Как добавила юрист Кристина Янковская, разработка приложения, как правило, сопровождается привлечением большого числа различных специалистов: frontend- и backend-разработчиков, UX/UI-дизайнеров, фотографов. Каждый из них участвует в создании объектов интеллектуальной собственности и обладает определенными правами.
Если специалисты работают по трудовому договору, то стоит зафиксировать то, что в обязанности сотрудника входит создание служебных произведений. Также необходимо определить размер авторского вознаграждения (он не может быть включен в зарплату). Локальным нормативным актом (обычно его называют Положением о создании служебных произведений) стоит зафиксировать, как распределяются служебные задания, и как фиксируется передача готового результата интеллектуальной деятельности от работника работодателю.
Если специалисты не состоят в штате компании, то заключаются договоры гражданско-правового характера. «Вид договора зависит от того, нанимаете ли вы фрилансера, который лично создает объект интеллектуальной собственности, или нанимаете команду. Для первого случая подойдет заключение договора авторского заказа, для остальных – договор оказания услуг/выполнения работ. В обоих случаях важно зафиксировать момент, с которого исключительные права отчуждаются заказчику», – пояснила юрист.
Янковская также порекомендовала заключить соглашение о неразглашении (NDA) c каждым специалистом. Это поможет сохранить проект в тайне до момента его вывода на широкую аудиторию владельцем. За нарушение NDA можно предусмотреть штраф для внештатных специалистов, возмещение убытков, в том числе упущенную выгоду.
Вслед за процедурой отчуждения прав, потребуется поставить права на приложение или соцсеть на бухгалтерский баланс компании в качестве нематериального актива. Как пояснил Андреев из «Центрального округа», это позволит повысить рыночную стоимость компании и упростить процедуру due diligence (оценку объекта) со стороны потенциальных инвесторов. При этом потребуется определить стоимость такого нематериального актива, которая обычно равна сумме затрат на разработку.
Ведущий Android-разработчик МТС Леонид Иванькин подчеркнул, что рынок приложений перенасыщен, поэтому приложение нужно рассматривать как средство оптимизации каких-либо процессов.
Он отметил, что приложение как таковое – это только вершина айсберга. «Нужно помнить, что придется разрабатывать бэкенд, устанавливать базы данных, закупать лицензии и так далее», – предостерег ИТ-специалист.
Отсюда вытекает и капиталоемкость разработки продукта – нельзя забывать о зарплатах разработчиков, дизайнеров, аналитиков, тестировщиков, backend-инженеров и других участников проекта.
На приложение среднего размера может понадобится полгода, и сроки могут постоянно сдвигаться из-за багов, бюрократических проблем, политики магазинов приложений, безопасности приложения и других сложностей.
Иванькин советует на старте сосредоточиться на работоспособности основных функций, а не на мелких деталях.
Он уверен, что не стоит бояться разработки продукта, если в нем есть ценность, и он решает проблемы пользователей. Если учитывать вышеупомянутые факторы и постоянно совершенствовать приложение, то пользователи сами обязательно найдут его.