20:00 / 21 апреля 2025
Что ждать от нового сезона электросамокатов? Законы, статистика и сервисы - IT Speaker, новости информационных технологий
Уже завтра в Москве и других крупных городах России начнется – если позволит погода – новый сезон проката электросамокатов. Что нужно знать арендаторам и как уберечься от травм водителям СИМ и пешеходам? Редакция IT Speaker собрала основные данные о законах об электросамокатах, а также сервисах кикшеринга в одном материале.
Законы и запреты
В преддверии сезона в Минтрансе предложили квалифицировать пользователей электросамокатов как водителей.
«В настоящее время Минтрансом России подготовлен проект изменений в ПДД, который по результатам правоприменительной практики дополняет действующее регулирование. Изменениями в ПДД пользователь средств индивидуальной мобильности (СИМ) будет квалифицироваться как водитель транспортного средства и нести соответствующие обязанности и ответственность», – заявили в пресс-службе министерства.
Иными словами, ответственность за ДТП с участием электросамокатов будет ужесточаться. Об этом в том числе говорит факт того, что правительство РФ работает над законопроектом, который установит порядок регистрации электросамокатов и других СИМ.
Более того, ранее был сформирован проект закона о штрафах за нарушения при управлении электросамокатами и другими СИМ. Закон установил штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей за вождение в нетрезвом виде и отказ от прохождения медосвидетельствования, от 500 до 5 тыс. рублей – за превышение скорости, до 3 тыс. рублей – за езду вдвоем на одном самокате, 5 тыс. рублей – за перевозку детей.
Интересно, что представители власти не сходятся во мнении о вступлении закона в силу. Так, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин поддержал инициативу Минтранса о полном запрете на перевозку пассажиров на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ), но счел преждевременным возможное введение водительских прав для их пользователей.
Что в итоге: Законы, связанные с СИМ, планомерно ужесточаются. Ввиду этого редакция IT Speaker рекомендует внимательно относиться к правилам вождения электросамокатов. К примеру, стоит воздержаться от поездок в алкогольном опьянении. Это может не только привести к аварии, но и к высоким штрафам, даже при том, что законопроект еще не принят.
Новости рынка кикшеринга
В марте стало известно, что сервис «Яндекс go» запустит новые самокаты собственной разработки в Москве. В компании рассказали, что в новых самокатах добавлена специальная кнопка, которая нужна для быстрого начала поездки. С ней пользователю больше не понадобится телефон. На данный момент технология находится на финальном этапе закрытого тестирования, который должен завершиться уже в апреле этого года.
Другая крупная кикшеринговая компания к новому сезону успела значительно расшириться и выйти на рынок соседней страны. «МТС Юрент», оператор одноименного сервиса аренды самокатов, приобрела белорусскую компанию Eleven, специализирующуюся на разработке технологий в области микромобильного транспорта. Сделка включает в себя покупку интеллектуальной собственности и разработок Eleven.
Не менее известный сервис Whoosh сделал упор на удобство клиентов. Так, пользователи смогут арендовать самокаты с помощью карты «Тройка», что облегчает процесс оплаты. Для того, чтобы воспользоваться этой услугой, пользователям необходимо обновить приложение Whoosh до последней версии и добавить в него номер своей карты «Тройка». После этого для аренды самоката достаточно будет просто приложить карту к специальному дисплею на самокате, а для завершения поездки – также поднести «Тройку» к устройству.
Что в итоге: Эти новости ярко показывают, что электросамокаты становятся все популярнее. Напомним, что Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» заняли почти 97% рынка, о чем говорят масштабные исследования. Они же стали наиболее узнаваемыми у пользователей. Вероятно, именно поэтому, эти компании расширяют функционал.
Цифры и исследования
Популярность электросамокатов в том числе обусловлена ярой критикой в соцсетях. В частности, пешеходы жалуются на поведение водителей СИМ, которое нередко приводит к авариям. Чтобы понять, как работать со сложившейся ситуацией, участники рынка и независимые специалисты проводят исследования.
К примеру, упомянутый выше «МТС Юрент» изучил поведение своих пользователей, в том числе с точки зрения аккуратности вождения. Согласно исследованию сервиса, доля нарушений ПДД на электросамокатах женщинами составляет всего порядка 15%. Для этого аналитики компании изучили статистику по штрафам, блокировкам и предупреждениям, полученным пользователями в период с 1 марта по 31 августа 2024 года.
Свои данные опубликовали и представители власти. Департамент транспорта Москвы ранее озвучил информацию по количеству нарушений правил дорожного движения (ПДД), совершенных пользователями электросамокатов. Так, с начала сезона пользователи кикшеринга получили 110 тысяч штрафов.
Также было заблокировано 118 тысяч аккаунтов. Такое решение было принято за грубые нарушения и повторное несоблюдение правил. Самые распространенные нарушения: езда на одном электросамокате вдвоем, проезд по пешеходному переходу, парковка в неположенном месте.
Что в итоге: К счастью, исследования дают свои плоды. Кикшеринг «Яндекса» уже тестирует технологию, которая будет бороться с ездой на самокатах вдвоем. В случае если на самокате окажется более одного человека, то транспортное средство автоматически снизит скорость до 5 км/ч. Как только пассажир сойдет, самокат сможет снова ехать быстрее.
Рекомендации для водителей СИМ
Спасти от аварии и негативного отношения прохожих поможет соблюдение некоторых правил. Напомним, что ездить на СИМ могут люди любого возраста. Однако от количества лет зависит место, где водителю разрешено ездить на электросамокате.
Детям до семи лет разрешается кататься на тротуарах, пешеходных и велопешеходных дорожках (в местах для пешеходов), в пределах пешеходных зон. Однако детей обязательно должны сопровождать взрослые (п. 24.4 ПДД).
Дети от семи до четырнадцати лет могут кататься в тех же местах, что и дети помладше. В этом случае сопровождение взрослых не требуется. При этом запрет распространяется на езду по автодорогам (п. 24.3 ПДД).
Водители СИМ от четырнадцати лет и старше имеют те же права и обязанности, что и взрослые. Им разрешается перемещаться в пешеходной зоне, если нет велозоны, дорожки, полосы для велосипедов, если вес самоката не больше 35 кг и если необходимо сопроводить ребенка до четырнадцати лет на СИМ (п. 24.2(1) ПДД). Также возможен выезд на обочину и правый край автодороги при отсутствии велодорожки, велозоны, полосы для велосипедов, тротуара или пешеходной дорожки.
Не менее критично соблюдение скоростного режима. Так, на тротуарах скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Более того, водители СИМ обязаны уступать дорогу пешеходам, а не наоборот.
Если водителю необходимо пересечь пешеходный переход, нужно сойти с электросамоката и пройти пешком. Нарушение этого правила приводит к штрафам и другим санкциям, вплоть до блокировки аккаунта (если водитель пользуется кикшерингом).
Напомним также о необходимости осматриваться по сторонам при маневрах. Не забывайте и посигналить, например, если пешеходы вышли на велодорожку. Если же есть вероятность падения, нужно постараться спрыгнуть в сторону и сгруппироваться. Самое важное – прикрывать руками голову. Лучше воспользоваться шлемом, но, если его нет, обхватывайте голову руками, защищая от удара.
Разбираем с юристами, что делать при аварии на СИМ водителям и пешеходам
Поделиться новостью
20:00 / 21 апреля 2025
19:40 / 21 апреля 2025
19:20 / 21 апреля 2025
19:00 / 21 апреля 2025
19:00 / 21 апреля 2025
18:40 / 21 апреля 2025
18:00 / 21 апреля 2025
17:20 / 21 апреля 2025