Что ждать от нового сезона электросамокатов? Законы, статистика и сервисы - IT Speaker, новости информационных технологий

Что ждать от нового сезона электросамокатов? Законы, статистика и сервисы

Елизавета Приндюк

14:00 / 14 марта 2025

Уже завтра в Москве и других крупных городах России начнется – если позволит погода – новый сезон проката электросамокатов. Что нужно знать арендаторам и как уберечься от травм водителям СИМ и пешеходам? Редакция IT Speaker собрала основные данные о законах об электросамокатах, а также сервисах кикшеринга в одном материале. 

Изображение IT Speaker

Законы и запреты 

В преддверии сезона в Минтрансе предложили квалифицировать пользователей электросамокатов как водителей.  

«В настоящее время Минтрансом России подготовлен проект изменений в ПДД, который по результатам правоприменительной практики дополняет действующее регулирование. Изменениями в ПДД пользователь средств индивидуальной мобильности (СИМ) будет квалифицироваться как водитель транспортного средства и нести соответствующие обязанности и ответственность», – заявили в пресс-службе министерства. 

Иными словами, ответственность за ДТП с участием электросамокатов будет ужесточаться. Об этом в том числе говорит факт того, что правительство РФ работает над законопроектом, который установит порядок регистрации электросамокатов и других СИМ. 

Более того, ранее был сформирован проект закона о штрафах за нарушения при управлении электросамокатами и другими СИМ. Закон установил штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей за вождение в нетрезвом виде и отказ от прохождения медосвидетельствования, от 500 до 5 тыс. рублей – за превышение скорости, до 3 тыс. рублей – за езду вдвоем на одном самокате, 5 тыс. рублей – за перевозку детей. 

Интересно, что представители власти не сходятся во мнении о вступлении закона в силу. Так, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин поддержал инициативу Минтранса о полном запрете на перевозку пассажиров на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ), но счел преждевременным возможное введение водительских прав для их пользователей. 

Что в итоге: Законы, связанные с СИМ, планомерно ужесточаются. Ввиду этого редакция IT Speaker рекомендует внимательно относиться к правилам вождения электросамокатов. К примеру, стоит воздержаться от поездок в алкогольном опьянении. Это может не только привести к аварии, но и к высоким штрафам, даже при том, что законопроект еще не принят. 

Новости рынка кикшеринга 

В марте стало известно, что сервис «Яндекс go» запустит новые самокаты собственной разработки в Москве. В компании рассказали, что в новых самокатах добавлена специальная кнопка, которая нужна для быстрого начала поездки. С ней пользователю больше не понадобится телефон. На данный момент технология находится на финальном этапе закрытого тестирования, который должен завершиться уже в апреле этого года. 

Другая крупная кикшеринговая компания к новому сезону успела значительно расшириться и выйти на рынок соседней страны. «МТС Юрент», оператор одноименного сервиса аренды самокатов, приобрела белорусскую компанию Eleven, специализирующуюся на разработке технологий в области микромобильного транспорта. Сделка включает в себя покупку интеллектуальной собственности и разработок Eleven. 

Вас может заинтересовать: 

​В ОАЭ появятся летающие паромы

Не менее известный сервис Whoosh сделал упор на удобство клиентов. Так, пользователи смогут арендовать самокаты с помощью карты «‎Тройка», что облегчает процесс оплаты. Для того, чтобы воспользоваться этой услугой, пользователям необходимо обновить приложение Whoosh до последней версии и добавить в него номер своей карты «Тройка». После этого для аренды самоката достаточно будет просто приложить карту к специальному дисплею на самокате, а для завершения поездки – также поднести «Тройку» к устройству. 

Что в итоге: Эти новости ярко показывают, что электросамокаты становятся все популярнее. Напомним, что Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» заняли почти 97% рынка, о чем говорят масштабные исследования. Они же стали наиболее узнаваемыми у пользователей. Вероятно, именно поэтому, эти компании расширяют функционал. 

Цифры и исследования 

Популярность электросамокатов в том числе обусловлена ярой критикой в соцсетях. В частности, пешеходы жалуются на поведение водителей СИМ, которое нередко приводит к авариям. Чтобы понять, как работать со сложившейся ситуацией, участники рынка и независимые специалисты проводят исследования. 

К примеру, упомянутый выше «МТС Юрент» изучил поведение своих пользователей, в том числе с точки зрения аккуратности вождения. Согласно исследованию сервиса, доля нарушений ПДД на электросамокатах женщинами составляет всего порядка 15%. Для этого аналитики компании изучили статистику по штрафам, блокировкам и предупреждениям, полученным пользователями в период с 1 марта по 31 августа 2024 года. 

Свои данные опубликовали и представители власти. Департамент транспорта Москвы ранее озвучил информацию по количеству нарушений правил дорожного движения (ПДД), совершенных пользователями электросамокатов. Так, с начала сезона пользователи кикшеринга получили 110 тысяч штрафов

Также было заблокировано 118 тысяч аккаунтов. Такое решение было принято за грубые нарушения и повторное несоблюдение правил. Самые распространенные нарушения: езда на одном электросамокате вдвоем, проезд по пешеходному переходу, парковка в неположенном месте. 

Что в итоге: К счастью, исследования дают свои плоды. Кикшеринг «Яндекса» уже тестирует технологию, которая будет бороться с ездой на самокатах вдвоем. В случае если на самокате окажется более одного человека, то транспортное средство автоматически снизит скорость до 5 км/ч. Как только пассажир сойдет, самокат сможет снова ехать быстрее. 

Рекомендации для водителей СИМ

Спасти от аварии и негативного отношения прохожих поможет соблюдение некоторых правил. Напомним, что ездить на СИМ могут люди любого возраста. Однако от количества лет зависит место, где водителю разрешено ездить на электросамокате. 

  • Детям до семи лет разрешается кататься на тротуарах, пешеходных и велопешеходных дорожках (в местах для пешеходов), в пределах пешеходных зон. Однако детей обязательно должны сопровождать взрослые (п. 24.4 ПДД). 

  • Дети от семи до четырнадцати лет могут кататься в тех же местах, что и дети помладше. В этом случае сопровождение взрослых не требуется. При этом запрет распространяется на езду по автодорогам (п. 24.3 ПДД). 

  • Водители СИМ от четырнадцати лет и старше имеют те же права и обязанности, что и взрослые. Им разрешается перемещаться в пешеходной зоне, если нет велозоны, дорожки, полосы для велосипедов, если вес самоката не больше 35 кг и если необходимо сопроводить ребенка до четырнадцати лет на СИМ (п. 24.2(1) ПДД). Также возможен выезд на обочину и правый край автодороги при отсутствии велодорожки, велозоны, полосы для велосипедов, тротуара или пешеходной дорожки. 

Не менее критично соблюдение скоростного режима. Так, на тротуарах скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Более того, водители СИМ обязаны уступать дорогу пешеходам, а не наоборот. 

Если водителю необходимо пересечь пешеходный переход, нужно сойти с электросамоката и пройти пешком. Нарушение этого правила приводит к штрафам и другим санкциям, вплоть до блокировки аккаунта (если водитель пользуется кикшерингом). 

Напомним также о необходимости осматриваться по сторонам при маневрах. Не забывайте и посигналить, например, если пешеходы вышли на велодорожку. Если же есть вероятность падения, нужно постараться спрыгнуть в сторону и сгруппироваться. Самое важное – прикрывать руками голову. Лучше воспользоваться шлемом, но, если его нет, обхватывайте голову руками, защищая от удара. 

Читайте на следующей неделе: 

Разбираем с юристами, что делать при аварии на СИМ водителям и пешеходам 


Поделиться новостью