77% россиян сталкивались с мошенниками в бесплатных мессенджерах - IT Speaker, новости информационных технологий

77% россиян сталкивались с мошенниками в бесплатных мессенджерах

Редакция

09:30 / 19 августа 2025

В бесплатных мессенджерах 50% пользователей мошенники просили скачать вредоносный файл или установить программу на смартфон. Еще в 37% случаев злоумышленники представлялись службой поддержки сервиса, в 29% – выдавали себя за коллегу. 

Фотография unsplash

Согласно результатам исследования аналитиков сервиса коммуникаций «Контур.Толк» и «Лаборатории Касперского», 75% респондентов используют бесплатные приложения, 41% общаются в сервисах видеосвязи, а 34% выбирают для коммуникации обычные звонки по телефону. Четверть участников опроса заявила, что переписывается в корпоративных чатах, столько же используют рабочую почту. 

Треть опрошенных отметили, что в их компании нет запрета на использование бесплатных мессенджеров. При этом у каждого четвертого явного запрета нет, но это не поощряется. Еще 17% рассказали, что им нельзя использовать бесплатные приложения для общения с клиентами. При этом 24% опрошенных продолжают использовать такие приложения для рабочих коммуникаций, несмотря на запрет руководства. 

Одним из недостатков при использовании бесплатных мессенджеров является фишинг. 55% респондентов испытывают тревогу, когда получают подозрительные сообщения. Сотрудники обеспокоены тем, что их аккаунт могут взломать. 

«Фишинг действительно остается одной из наиболее распространенных кибергуроз. Среди целей фишеров – учетные данные от аккаунтов пользователей в мессенджерах. Так, в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го мы фиксируем 10-процентное увеличение количества попыток перехода российских пользователей на фишинговые ресурсы, мимикрирующие под страницы авторизации в Telegram. Стоит отметить, что фишинг стал крупной индустрией с множеством автоматизированных процессов. Это обусловлено особенностями фишинговых атак: жизненный цикл одной страницы обычно не превышает суток, что позволяет злоумышленникам создавать тысячи подделок ежедневно. Они используют готовые фиш-киты, сервисы по модели "фишинг как услуга" и другие инструменты. Кроме того, поскольку многие аспекты нашей жизни переходят в онлайн, увеличивается количество цифровых сервисов и услуг, что злоумышленники используют для разработки новых методов и схем для кражи данных и денег на фальшивых ресурсах. Для защиты компаниям следует учитывать такие риски, связанные с фишингом, ведь деловые коммуникации часто ведутся в мессенджерах. Таким образом под угрозой оказываются корпоративные данные и финансы», – прокомментировал Руководитель отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса в «Лаборатории Касперского» Алексей Киселев. 

Большинство респондентов считают, что мошенники стали активнее использовать бесплатные мессенджеры. Это связано с тем, что они защищены хуже, чем электронная почта. Еще 48% ответили, что в чатах злоумышленникам легче выдать себя за другого, а 26% уверены: причина активности мошенников в том, что электронную почту перестали читать. 

Ранее редакция IT Speaker писала о том, что за пять месяцев 2025 года при помощи иностранных мессенджеров мошенники смогли нанести ущерб на 85 миллиардов рублей. Чаще всего жертвами становятся дети, подростки и пожилые пользователи.


Поделиться новостью